Способность мыслить, исследовать, использовать метод дедукции, взвешивать и делать выводы, всё это никаким образом не сокращается принадлежностью к православной вере. Я бы сказал, напротив, всё это изощряется, так как разум как одна из сил души как раз и приводится в порядок, когда душа получает исцеления от Господа. Нисходящая от Господа премудрость просвещает и ум человека, и волю укрепляет ко благу и его чувства делает светлыми, освобождая от порабощенности страстям.
Таким образом вера, молитва, покаяние и вся духовная жизнь никаким образом не служит к потере рассудительности. Мало того, дар рассудительности в писаниях святых отцов является одним из главнейшим. Другое дело, что иногда критика является делом глубокой поврежденности человека, его самолюбивого, ранимого характера, который всё время проявляется в недовольстве. Поэтому у таких людей не столько благоразумие, сколько капризы и страсти становятся причиной постоянного совопросничества, о котором сказал Апостол, что есть те, кто всегда учатся и не могут дойти до познания истины, всегда критикуют и не насыщаются никакими ответами, потому что ими не интересуются.
Такие люди больше проявляют недовольства, чем всерьёз стараются постигнуть закономерности и порядки окружающего их мира и не во всём их удовлетворяющие. Как спросили у одного батюшки, что вот диссиденты пострадали от власти, неужели их в рай не возьмёт Бог? И тот ответил, что диссиденты и в раю останутся диссидентами, они и там найдут чем быть недовольными и будут протестовать. Такие люди отравляют жизнь окружающим себя людям постоянным недовольством. Да и сам человек не знает мира в сердце своём, не знает покоя в мыслях, он своим критическим отношением ко всему приобретает только некоторые искривления на лице, теряет друзей и людей, которые были когда-то ему близки, поскольку никому не приятно присутствие человека язвительного, желчного. И не умеющего придерживать язык за зубами, когда не всё идёт по-твоему, не всё тебе по нраву.
Это очень важное свойство по учению святых – не выражать недовольства. И лучшие христиане, которых я знаю, как раз являются таким примером, которые не отзываются отрицательно тогда, когда кажется, что есть за что им быть недовольными. Они всё принимают с миром, это и есть смирение, от слов «с миром», когда ты всё принимаешь как из рук Божиих и за всё благодаришь.
Друзья благодарю всех за финансовую помощь, молюсь искренне о вас и прошу даровать Бога вам место в Царствии Небесном.