Найти тему

7 шагов для бюджета

Проект федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, внесенный Правительством РФ, стал главным пунктом повестки дня нового заседания Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.

Вопрос бюджета всегда был самым сложным для обсуждения в Госдуме: с одной стороны, всегда важно выполнить все обязательства по социальной поддержке малоимущих граждан, родителей с детьми, работников бюджетных организаций, с другой стороны – важно принять сбалансированный бюджет, который бы способствовал устойчивому и гармоничному развитию регионов и муниципалитетов. Поэтому для укрепления доходной базы местных бюджетов члены Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению разработали целый комплекс мер:

1. Изменение порядка зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В настоящее время доходы от НДФЛ зачисляются по месту основной работы граждан, а не по месту их жительства. В связи с этим отчисления от этого налога поступают в основном в бюджеты крупных промышленно-развитых городов, в которых работает значительная часть жителей сельских поселений и малых городов, а не в бюджеты муниципалитетов проживания граждан (а ведь предоставление всех социальных услуг гражданам осуществляется именно по месту их жительства).

2. Рассмотреть возможность передачи местным бюджетам 1 – 1,5% ставки налога на прибыль организаций. Данная мера позволила бы компенсировать выпадающие доходы бюджетов крупных муниципальных образований от изменения порядка уплаты НДФЛ.

3. Введение, помимо курортного сбора, некоторых других местных сборов: на добычу общераспространенных полезных ископаемых (природного сырья) на территории муниципальных образований (песок, глина, гравий, торф и др.); сбор за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки; сбор за использование местной символики (брэндов и названий муниципалитетов) и за право на рекламу, что представляется особо актуальным для исторических городов и поселений.

4. Установление в качестве местного налога транспортного налога в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с обязательным зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды.

5. Изменение доли отчислений в местные бюджеты от штрафов за выбросы загрязняющих веществ. Бюджетный Кодекс предусматривают, что платы за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 40%, а в бюджеты муниципальных образований – 60%. Но зачисление значительной части платы за ущерб природе не может гарантировать того, что указанные доходы будут направлены органами власти субъектов РФ в бюджеты тех муниципальных образований, где произошла экологическая катастрофа. Поэтому депутаты предлагают увеличить размера норматива отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду в местные бюджеты с 60% до 80%.

6. Поскольку местная власть стала частью единой системы публичной власти, необходимо предоставить право должностным лицам местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, прежде всего в сферах, подпадающих под действие муниципального контроля. При этом взимаемые штрафы должны в обязательном порядке зачисляться в бюджет того муниципального образования, на территории которого имело место административное правонарушение.

7. Наконец, для обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо завершить работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Анализ, проведенный аппаратом Комитета Государственной Думы региональной политике и местному самоуправлению, выявил 178 отраслевых законов, которые определяют 1766 полномочий и прав органов местного самоуправления, при этом 160 федеральных законов содержат как полномочия и права по вопросам местного значения, так и полномочия и права за пределами вопросов местного значения, а 18 федеральных законов – полномочия и права исключительно за пределами таких вопросов.

Результатом такой инвентаризации полномочий должна стать, в том числе, отмена тех полномочий муниципалитетов, которые не соответствуют вопросам местного значения. Кроме того, в результате инвентаризации полномочий муниципальных образований следует выработать предложения о внесении изменений в законодательство РФ, предусматривающих исключение установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов или стандартов), непосредственно влияющих на объем расходных обязательств муниципальных образований.