Корейский сериал «Игра в кальмара» стал популярен со скоростью вирусного видео. Это при том, что каждый из девяти эпизодов сериала идёт почти по часу. То есть современный зритель, не привыкший высиживать в кино длинные фильмы (а длинным сегодня считается фильм более 1,5-2 часов), смог достаточно быстро (кто-то даже за один день) посмотреть все девять серий.
Как сериалу удалось приковать внимание аудитории, и в чём причина его бешеной популярности? Ведь за несколько месяцев до этого (в декабре 2020 года) на том же Нетфликсе уже выходил подобный продукт - японский сериал «Алиса в Пограничье». А по количеству крови на экране «Игра в кальмара», кажется, не дотягивает до более компактных по времени (да и более оригинальных по сюжету) предшественников: «Королевской битвы», «Пилы», «Куба» или «Эксперимента».
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо понимать, что кино - будь то фильм или сериал - не только (и часто не столько) искусство, сколько продукт, созданный в определённое время и его (это время) отражающий. Будь то старое голливудское кино или же, например, спагетти-вестерны - все эти фильмы отражают дух своего времени. Точно так же то, что происходит с обществом здесь и сейчас отражается в кинематографе в наши дни.
С одной стороны, южнокорейская экономика сегодня - одна из самых развитых в мире. Так, например, недавно Южная Корея наряду с такими странами как Швейцария, Швеция, США и Великобритания вошла в топ-5 стран мира по глобальному индексу инноваций. Темпы экономического роста в Южной Корее в 2021 году, согласно прогнозам экспертов, будут на уровне стабильных 4% (общемировой показатель составит немногим больше - около 6%). В то же время современная Южная Корея - один из лидеров в мире по социальному расслоению общества: разрыв между бедными и богатыми колоссальный. Население Южной Кореи в своём стремлении жить лучше покупает лотерейные билеты и увеличивает свою долговую нагрузку. Про лотерейные билеты, кстати, не шутка: их продажи в Южной Корее в этом году достигли рекордной отметки. Что же касается кредитов, то их корейцы берут как у банков, так и у микрокредитных организаций: люди влезают в долги, выплатить которые потом не могут. Закредитованность населения Южной Кореи признана на государственном уровне как одна из важнейших экономических проблем. Правда, как решать эту проблему, южнокорейские власти пока не знают. На фоне этого, кстати, Корея - один из мировых лидеров по количеству самоубийств. Среди самоубийц в первую очередь старики, не желающие быть обузой для своей семьи, и молодёжь, не видящая перспектив.
Тему конфликта богатых и бедных - классовой (если можно сегодня так выразиться) вражды корейские режиссёры поднимали в последние годы не раз. Можно, например, вспомнить и оскароносных «Паразитов», и удостоенного приза ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале «Пылающего». И там, и там идея примерно одна: пока богатые живут в своё удовольствие, удел бедных - страдать в нищете. И в том, и в другом случае противостояние классов выливается в кровопролитие, не ведущее к разрешению конфликта.
К революции авторы, конечно же, не призывают, так как пример Северной Кореи, находящийся практически в пешей доступности, не вдохновляет. Но и мириться с тем, что есть, никому не хочется. Авторы этих картин задают вопросы, на которые зрители (условно говоря, всё общество) должны искать ответы. «Игра в кальмара» - очередной такой вопрос.
Но почему же сериал у всех на слуху не только в Корее? Кажется, Корея - это не мы, а мы не Корея. Не всё так просто.
NETFLIX постоянно держит нос по ветру и очень хорошо анализирует актуальную общественную, политическую и экономическую повестку. В современном мире, существующем по принципу глобальной деревни, проблемы, актуальные для Кореи, в той или иной степени актуальны и для других стран. А если обобщить совсем грубо, то за некоторыми исключениями - для всего мира.
Суть проблемы можно сформулировать примерно так. В то время как элита (в первую очередь финансовая) пожинает плоды развития науки и техники вплоть до того, что уже сегодня с помощью медицины может продлевать себе жизнь, а, возможно, скоро обретёт и цифровое бессмертие, простые граждане по всему миру вынуждены умирать подчас от отсутствия самой возможности получить элементарную медицинскую помощь.
В ситуации, когда социалистический путь был полностью дискредитирован диктаторскими режимами XX века, нашедшими себе самую питательную почву в странах социалистического лагеря, сегодня весь мир (даже «коммунистический» Китай) возлагает свои надежды касательно будущего развития исключительно на капитализм. Соответственно, все - и бедные и богатые - в решении всех проблем уповают на главный и единственный источник силы в капиталистическом мире. Это, конечно же, деньги.
На этом и строится один из главных конфликтов «Игры в кальмара». Первые серии, рассказывающие нам о жизни героев до игры, используют далеко не новый постулат о том, что, если у вас нет денег, у вас нет и силы, а сами вы - никто. Получается довольно убедительно. «Придут деньги, появится и сила», - примерно так рассуждают герои, многие из которых, как мы видим, оказались на самом дне общества. Кажется, её мощь зависит только от их количества, поэтому чем больше денег, тем лучше. Поэтому поначалу радость от того, что метафорическая свинья-копилка со смертью самых неудачливых участников всё больше и больше наполняется деньгами, затмевает осознание того, что эти незнакомцы, которых только что расстреляли рядом - тоже люди. Осознание приходит позже.
Кажется, что те, у кого есть сила (то есть деньги!), по сути могут делать с теми, у кого её нет, всё, что угодно. Избивать, давать пощёчины и даже убивать... Иллюзия того, что деньги порождают силу, а не наоборот, развеивается только к концу фильма. А самое печальное то (и автор показывает с самого начала), что в этом процессе (игре!) бедные вовсе не жертвы. Богатые могут делать с ними всё, что захотят, не только потому, что у них есть сила (иллюзорная на самом деле), но и потому, что бедные им это позволяют.
«Какой смысл бояться играть, если сама жизнь похожа на жестокую игру, в которой одни покорно занимают роль пешек, другие контролируют, а третьи - спокойно взирают за происходящим? Не легче ли рискнуть всем и попробовать самому выйти в дамки?» - словно бы задаёт нам вопрос режиссёр. А чтобы помочь нам ответить на него, здесь же, как и в реальной жизни, тут же задаёт следующий вопрос. Вопрос цены. Может быть, именно этот вопрос и отозвался в сердцах миллионов зрителей по всему миру?