Открываем подлинный смысл глобального советского техно-проекта «Центон» - тоннеля, проходящего через центр Земли и соединяющего противоположные концы планеты.
И тогда, и сейчас большинство людей в упор не видело главное в этом проекте, его суть и подлинный масштаб.
Считалось, да и до сих пор считалось, что это был транспортный проект.
Транспортный поток через центр Земли
Да, в корне меняющий логистику и существенно меняющий мировую экономику, но все же всего лишь транспортный проект.
Конечно, даже как сугубо транспортный проект эта задумка впечатляет.
Мы же воочию убедились в хрупкости, шаткости, уязвимости и ненадежности мировой транспортной системы.
Мы увидели, как даже единичный, случайно (или по заказу?) произошедший запор затор в Суэцком канале, круто изменил товаропотоки и цены, как могут за считанные месяцы в разы взлететь цены на контейнерные перевозки из Китая, как шляпавирус может кардинально изменить и запутать всю логистику мировой экономики.
Поэтому даже сугубо транспортное использование сквозного тоннеля через центр земного шара могло радикально изменить мир.
Грандиозное наукоемкое строительство
Предполагалось, что на строительство этого грандиозного тоннеля ушло бы более 50 лет. Только на собственно бурение ушло бы 48 лет при скорости бурения в 16 метров в час.
Понятно, что до того, как приступить к продыряливанию Земли насквозь пришлось бы создать необходимый для этого инструмент и всю инфраструктуру.
А это настолько наукоемкая, технологически сложная и экономически масштабная комплексная задача, что сейчас, в нынешней России - стране-экспортере природных ресурсов, с утраченным научно-техническим потенциалом, даже трудно представить.
По мере приближения к ядру Земли раскалённую магму охлаждали бы потоками холодной воды.
В результате из одного конца Земли в другой по тоннелю можно было бы добраться за 43 минуты.
Космос
Но широкую публику будоражило даже не это. В то время все бредили космосом и он действительно тогда еще был мощным драйвером научно-технического прогресса, стимулом для образования и генератором новых технологий.
Правда, о целесообразности космических полетов, особенно дальних, думали мало: по умолчанию считалось, что это прекрасно само по себе, а значит, глупо жалеть сил и средств на то, чтоб строить звездолеты и бороздить на них вселенную в сугубо познавательных целях.
Тем более, что до поры до времени космические исследования и связанная с ними промышленность отлично окупались, двигая вперед экономику и общество.
Поэтому даже более чем смелые мечты о запуске тяжелых космолётов через центр Земли незнамо куда и неизвестно зачем, просто так, побороздить галактику, представлялись вполне нормальными.
Например, в в статье о «Центоне» в журнале «Техника – молодёжи», №4, 1976 говорилось:
«Если же в туннель поместить ракетоноситель и придать дополнительную скорость при прохождении центра планеты, то он разгонится достаточно, чтобы улететь в космос с меньшими затратами топлива, унося даже тяжёлый корабль»
Главное - добравшись до центра Земли, человечество получило бы бесконечное количество дешёвой энергии от магмы, это был бы
ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ НА ПЛАНЕТЕ
Разумеется, появление такого не просто возобновляемого, а практически неисчерпаемого источника энергии полностью изменило бы всю цивилизацию на планете.
И в этом нет ни малейшего преувеличения. Скорее наоборот - нам с вами сейчас трудновато представить себе такие глобальные изменения.
По сути, речь идет о создании экономической основы, базиса для строительства подлинного социализма на всей планете. А, возможно, и для формирования коммунистического общества.
#ссср #история #советский союз #технологии #история ссср #космос #наука