Британоборец (окончание)
15 июня 1942 года Роммель писал жене, что сражение выиграно, и противник бежит. Увы, британское командование еще не достигло стадии принятия этого факта, а всё еще находилось в стадии торга. Ричи приказывал Норри «остановить немецкую танковую армию», а Готту «удерживать оборонительный периметр», но так и не решил, будет ли оборонять Тобрук. Окинлек докладывал в Лондон, что «Африка» превосходит 8-ю армию танками, потому и эвакуирована «линия Газалы», но Черчилль в ответ выразил надежду, что «Тобрук-то вы не сдадите». Главком-Сред-Вост на самом деле именно это и собирался сделать, но категорическая позиция премьер-министра заставила его слегка поджать хвост и отдать казуистический приказ, согласно которому Ричи на свое усмотрение позволялось «допустить временную изоляцию» Тобрука. Таким образом гарнизон города еще до начала сражения за него был сдан генералам с потрохами…
Впрочем, у Окинлека были основания для оптимизма. Прославленная предыдущей обороной 2-я новозеландская дивизия уже выступила из Сирии, 8-я бронетанковая бригада вышла из Египта, в конце июня в Египет должна была прибыть 8-я бронетанковая дивизия. 22 июня и 18 июля ожидалось прибытие двух конвоев с 44-й пехотной дивизией и другими частями. В общем, надо было «день простоять, да ночь продержаться»… Увы, но в Тобруке уже не было отважных новозеландцев — только не умеющие воевать, не сидя на жопах, буры, не было и предприимчивого Лесли Морсхеда — только вялотекущий Хендрик Бальзазар (ака Бальтазар) Клоппер, говнюк полный (см. ниже). В общем, «карты Таро намекали», что никто в порту второй раз жопты за него рвать не будет.
Выполняя приказ Ричи, Норри пытался организовать оборону на линии Эль-Адем (который удерживала 29-я индийская пехотная бригада) — Бельхамед (с огромным складом) — Гамбут (большая база РАФ и аэродром). Оба последних пункта охраняла 20-я индийская пехотная бригада. 15 июня 90-я легкая дивизия атаковала Эль-Адем, но индусы отбились. Британцы для отражения атак бронетехники сняли с аэродрома батарею ПВО — те самые 94-мм зенитки, относительно которых тут кое-кто говорил, что их нельзя было использовать в бою… Немцы, увы, после этого дня так не считали. Зато 21-я танковая дивизия прорвала оборону и обходила Эль-Адем с востока. Норри хотел увести части к египетской границе, но Ричи приказал оборонять Эль-Адем, так что бои продолжились и 16 июня — 90-я дивизия снова атаковала, 7-я моторизованная бригада пыталась сдержать с краю в пустыне итальянцев из «Арьете», а на крайнем левом фланге дивизия «Триесте» рвалась к морю, чтобы отрезать Тобрук.
29-я индийская бригада держалась в Эль-Адеме до ночи, когда наконец получила приказ Ричи «ну, блин, если вы вот прям зуб даете, что так надо — отходите». 21-я танковая в этот же день захватила аэродром в Гамбуте. После чего индусы в Бельхамеде что могли, то взорвали и сожгли (далеко не всё — «Африке» добра хватит на несколько недель), а затем тоже отступили. 17 июня 1942 года последним препятствием Роммеля на пути окружения Тобрука оставалась 4-я бронетанковая бригада в Сиди-Резехе (сильно побитая в первые дни сражения, она была пополнена и переформирована). Она и была вдребезги разбита за день всеми немецкими танками — 21-й и 15-й дивизиями. Штабы 8-й армии и XXX корпуса слиняли к египетской границе еще 16 июня, а в ночь с 17 на 18 июня последний резерв — 21-я индийская бригада и 1-я бригада Свободной Франции, стоящие в Гамбуте, получили приказ отходить. Как и 20-я индийская бригада в Бельхамеде — но не в Тобрук, что было ближе и безопаснее, а тоже к египетской границе, по дороге куда столкнулась с главными силами Роммеля у Гамбута и потеряла пленными более половины состава.
В 0.30 18 июня 21-я танковая дивизия вышла к Виа Бальбия — Тобрук снова попал в окружение, остатки 8-й армии драпали к египетской границе. Увы — немалая часть мин и колючки, защищавшей крепость в 1941 году, сняли для укрепления «линии Газалы», и теперь в обороне зияли такие бреши, в которые противник мог проникнуть без особого труда. Что фееричнее всего — снятые мины не были помечены на картах, так что о проходах в минных полях не знали в гарнизоне. Обороняла город 2-я южноафриканская дивизия (4-я и 6-я южноафриканские и 11-я индийская пехотные бригады), 201-я гвардейская бригада и 32-я армейская танковая бригада — около 35 000 человек. Поначалу они притворялись, что готовы драться — 16 и 18 июня итальянцы, атаковавшие Акрому, были отброшены. Тогдамест 20 июня рано с утра Кессельринг кинул на город 150 бомберов и пикировщиков, а также 100 итальянских и 50 немецких истребителей.
Бомбежка не только сильно разрушила укрепления — она «надорвала моральный дух» гарнизона. Немцы пошли в атаку и тупо брали пленных, сидевших в бункерах (новозеландцы в 1941-м их не использовали, говоря, что они там «слепые, как кроты»), разгоняя вражеские танки, подбегавшие разрозненными группками. Клоппер кричал, что «ничо не понимает» и рвался «посмотреть, чо там», но офицеры в штабе хватали его за ноги — цЫрк, короче, с южноамериканскими конями. В 19.00 21-я танковая дивизия доложила о захвате порта и города. Оставшиеся на западе периметра части продержались до ночи, во время которой генералы, мучаясь, бесконечно читали заглавие книги Чернышевского «Что делать?». По радио Клоппер клялся штабу 8-й армии, что «будет защищаться до последнего солдата», но когда получил сообщение (ложное), что «150 немецких танков сейчас попрутЬ» на 4-ю южноафриканскую бригаду, его кишка не сдюжила — генерал приказал уничтожать технику и боеприпасы. Шести молодым бурам, прыгнувшим в автомобиль, чтобы попытаться прорваться, он с трагическим пафосом заявил, что «хотел бы быть вместе с вами но опасно, блджд, опасно!».
Итого, в 9.50 21 июня 1942 года гарнизон Тобрука капитулировал. Сдались 19 000 англичан, 10 000 буров, 3400 негров и 2500 индийцев. Верный скотским традициям мерзких предков, Клоппер с негодованием потребовал от Роммеля «сепарировать» белых от «ниггеров» и «цветных» индусов, но получил издевательский ответ: «Для меня все солдаты равны. Черные носят вашу форму, они сражались на вашей стороне, и вы будете заключены в один лагерь». Так закончилась, наконец, битва за Газалу, в ходе которой с 26 мая по 21 июня 1942 года танковая армия «Африка» потеряла 3360 человек убитыми и ранеными немцами, 3000 убитыми и ранеными итальянцами, около 600 танков и бронемашин, 450 грузовиков и 113 орудий. Британцы, помимо сдавшихся в Тобруке, потеряли около 22 000 человек убитыми, ранеными и пленными и 1118 танков и бронемашин.
(Продолжение следОВАет)