Бог вездесущ и он говорит устами многих народов. Истина звучит на улицах и площадях и взывает с крыш. На Земле много примеров мудрости и искренней веры, достойной глубокого уважения.
Хасидизм (буквально -- "учение благочестия") - религиозно-мистическое движение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, с необыкновенной быстротой разлилось по Литве и Белоруссии, Румынии и Венгрии.
В этом учении, очень человечном, наполненном оптимизмом и глубокой сердечной привязанностью к Богу, на первый план выходит не изучение Закона, а подлинное религиозное чувство и нравственная жизнь.
РАББИ ИСРАЭЛЬ БААЛ ШЕМ ТОВ
- Человек должен постоянно думать о том, что Бог везде и всегда с ним; что Он есть как бы тончайшая материя, разлитая повсюду, что Он -- двигатель всего совершающегося в мире.
- В каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом.
- Если человек видит в ближнем порок, значит, этот порок есть и в нем самом. Мы смотрим на ближнего, как смотрятся в зеркало. Если лицо глядящего в зеркало чисто, то и зеркало чисто. Зеркало не пачкает и не очищает, а только дает возможность взглянуть на себя глазами других.
- Человек должен стремиться познать самого себя как проявление Божества.
- Каждый человек рождается со своим запасом жизненных сил который уменьшается из-за грехов. Поэтому чем тяжелее бремя грехов, тем большее усилие необходимо приложить, чтобы раздобыть необходимые средства к существованию.
- Если ты видишь какой-нибудь предмет, устрашающий тебя, ты должен подумать: "Чего же мне бояться? Ведь человек, внушающий мне страх, такое же существо, как и я; зверь, устрашающий меня, еще более низкая тварь, чем я; стало быть, не они мне внушают страх, а сила Божия, скрытая в них. А в таком случае мне нужно бояться не их, а Бога самого.
- Говорил Баал Шем: "Сказано: "Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова", а не "Бог Авраама, Исаака и Иакова", ибо Исаак и Иаков не пользовались тем, что сделал до них Авраам. Они сами искали связи с Творцом и служили ему".
- Любвеобильному Богу сердце человеческое важно.
- Баал Шем говорил своему телу: "Удивляюсь я, что ты еще не рассыпалось на кусочки от страха перед своим Творцом!
- Однажды посреди молитвы Баал Шем произнес слова из Песни Песней: "Я принадлежу возлюбленному моему..." Затем добавил: "Все,что во мне, -- все для Тебя одного". Ученики спросили его: "Но ведь рабби и для нас произносит слова поучения?" Баал Шем ответил: "Они льются, как из переполненного сосуда".
- Забвение -- это, по существу, изгнание, а память о пройденном пути -- избавление.
- Человек должен быть всегда весел и радостен и верить несомненно, что Божия милость на нем и покрывает его, и он видит Бога и Бог видит его.
- Кто хочет вытащить ближнего из грязи, тот сам должен опуститься в грязь, чтобы подать ему руку помощи.
- Когда мой дух целиком возносится к Богу, я позволяю своим устам говорить все что угодно, потому что в такие моменты любые слова все равно исходят с Небес.
- Душа может быть низведена в этот мир, чтобы прожить в нем 70 или 80 лет с единственной конечной целью -- помочь лишь одному-единственному еврею материально, а еще лучше -- духовно.
- Был в городе Сутанове ученый, который без конца размышлял допытывался в глубине души своей, почему есть то, что есть, и почему вообще что-то есть. Однажды вечером, с наступлением субботы, послемолитвы, он задержался в бейт-мидраше, чтобы продолжить свои размышления, запутался в них, пытался ухватиться за какую-нибудь мысль и не мог. Это издалека почувствовал святой Баал Шем Тов. Он сел в повозку, в мгновение ока явился в Сутанов и сразу же пошел в бейт-мидраш, где сидел тот ученый в душевных муках. Сказал ему Баал Шем Тов: "Ты допытываешься, есть ли Бог, а я вот глуп, а верую.
- Печаль запирает врата небесные, молитва распахивает их, а радость способна сокрушить стены.
- У человека, есть то, что он имеет волю в своих действиях. В рассуждении об этой воле все его мысли должны быть преданы Всемогущему Богу. Ибо Бог есть вездесущ и во всех делах есть Божья жизнь. Итак, всякая любовь и страх и все другие происшествия на свете суть все по воле Всемогущего -- даже все злые дела, в свете происходящие. Итак, не должно никого любить, чтить, кроме одного Бога. Также, если кто-то что-нибудь говорит, то не сам человек говорит, но жизнь в нем сущая, а жизнь есть сам Бог, следовательно, Бог говорит из него.
- Плотские наслаждения кончаются и исчезают без конца, в них нет совершенства.
- Когда я восхожу на высшую ступень познания, я знаю, что еще не усвоил ни одной буквы Писания и не сделал ни одного шага в служении Господу.