В наши дни мы привыкли, что автомобили класса С, традиционно называют "Гольф-классом", который своим именем обязан небольшому переднеприводному хетчбэку от компании Volkswagen. Сегодня вспоминаем Volkswagen Golf I - автомобиль который не просто положил начало класса машин "имени себя", но и стал настоящей легендой немецкого и мирового автопрома.
История первого Golf началась в самом конце 1960-х гг. Именно в те дни концерн Volkswagen находился в набирающем обороте кризисе. Единственная массовая и популярная модель концерна - Volkswagen Beetle (он же "Käfer", он же "Жук") стремительно устаревала. Даже в те годы заднемоторная компоновка с воздушным охлаждением выглядела анахронизмом. Еще больший удар по "Жуку" нанесли новые модели концернов Renault, Fiat и Peugeot, предложившие в качестве образца массового европейского автомобиля принципиально новую машину - компактный переднемоторный хетчбэк с поперечно расположенным мотором. В 1968 году пост руководителя Volkswagen AG занял Курт Лоц. Именно он первым понял тот факт, что для того, что бы вывести марку из кризиса необходима абсолютно новая машина, в корне отличающаяся от довоенного "Жука". Первый прототип нового автомобиля, под обозначением ЕА276 был готов в 1969 году. Машина представляла собой переднеприводный трехдверный хетчбэк с задним расположением двигателя воздушного охлаждения. Несмотря на современный дизайн, конструкция машины была признана несовершенной.
Дальнейшей разработке новой модели отчасти помог случай. В том же 1969 году концерн Volkswagen приобретает находящуюся на грани банкротства компанию NSU и тут же объединяет ее с ранее приобретенной компанией Auto Union. Объединенная компания получает наименование Audi NSU Auto Union AG. Именно этой компании и была поручена разработка нового автомобиля для головной марки Volkswagen. Непосредственными конструкторами первого Golf стали Ханс-Герд Вендерот и Вернер Хольште совместно с Францем Хауком. Первые отвечали за общие конструктивные решения новой машины, а Франц Хаук занимался разработкой двигателя. За разработку же дизайна Golf взялся сам Джорджетто Джуджаро из знаменитого кузовного ателье ItalDesign. Уже первые экземпляры новой машины, изготовленные в 1972 году и получившие наименование Volkswagen Typ 17, показали себя с крайне положительной стороны и с некоторыми доработками приняты в серию к концу 1973 года. Для ускорения запуска автомобиля в серию Франц Хаук принял решение унифицировать двигатели Typ 17 с двигателями параллельно разрабатываемых Audi 50 и Audi 80. В соответствии с новой корпоративной политикой перед запуском в серию машина была переименована в Golf, честь теплого течения Гольфстрим. В это же время появился и первый Volkswagen Passat, названный также в честь одноименного ветра. Позднее седан на базе Golf получит "ветренное" название Jetta. Интересно, что в Северной Америке Golf I назывался Volkswagen Rabbit.
Официально новая модель были представлена в мае 1974 года, а ее продажи начались еще месяц спустя. На старте продаж Volkswagen Golf предлагался на выбор с двумя двигателями объемом 1.1 и 1.6 литра, мощностью 50 и 75 лошадиных сил, работающих в паре с механической четырехступенчатой коробкой передач. В плане кузова покупатель мог выбирать между трех- и пятидверными хетчбэками. В 1975 году автомобиль избавляется от ряда "детских болезней", а список доступных опций значительно расширяется: к заказу становятся доступны такие опции как электрические стеклоподъемники, кондиционер, а также автоматическая трехступенчатая коробка передач. В том же году в США стартовали продажи Volkswagen Rabbit, которые первое время отличались от европейских Golf только бамперами по американским стандартам. Также к заказу становится доступен модернизированный мотор рабочим объемом 1.5 литра.
1976 год становится для Volkswagen Golf знаковым. В это время руководство концерна принимает решение об отдельных наименованиях базовых комплектаций машины: L - для машин с мотором объемом 1.1 литра, и GL - для мотора 1.6 и 1.5. Помимо двигателя комплектации различались между собой материалами и цветом элементов отделки салона, а также набором доступных к заказу опций. В сентябре того же года Golf получает две новые комплектации - D и GTI. Первая, как можно понять из обозначения, несла под капотом дизельный двигатель рабочим объемом 1.5 литра и мощностью 50 л.с. Вторая же комплектация сделала Golf первым в истории горячим хетчбэком: инжекторный двигатель от Audi 80 мощностью 110 л.с., вентилируемые передние дисковые тормоза увеличенного размера, дополнительный масляный радиатор - все это превращало скромный Golf в спорткар в миниатюре. Разгон до "сотни" за 9.2 сек и максимальная скорость в в 185 км/ч -таких динамических характеристик в те год не мог предложить ни один массовый компактный хетчбэк. Визуально первый GTI отличался пластиковыми накладками на арках, аэродминамическими элементами на бамперах, а также декоративными красными полосами на кузове, решетке радиатора и элементах отделки салона. В качестве опции для заказа были доступны трехспицевый руль, спортивная рукоятка КПП, а позднее "четерехглазая" передняя оптика.
В 1977 году Volkswagen полностью прекращает выпуск модели с базовым 1.6-литровым мотором, полностью заменяя ее на модификацию 1.5. Визуально несколько меняются задние фонари, фонарь заднего хода становится их составной частью. В 1979 году под капотом Golf появляется новый двигатель объемом в 1.3 литра, мощностью 60 л.с. Этот же мотор становится базовым для разработанного на базе Golf седана Jetta. Помимо отдельного багажника, визуально Jetta получает оптику от американского варианта Rabbit c двумя квадратными фарами, поскольку целевым рынком сбыта новой являлся именно рынок США. Позднее в качестве опции для заказа становятся доступны четыре квадратные фары головного света, причем такая опция могла быть установлена как на Jetta и Rabbit, но и на европейский Golf.
В 1980 году Golf претерпевает рестайлинг. Изменяется форма бамперов и задних фонарей, под заказ, вне зависимости от типа двигателя, покупатель мог установить четыре передние фары как у отдельных вариантов GTI. В богатых комплектациях на кузове увеличивается количество хромированных элементов. В салоне меняются приборы и форма самой панели, к заказу предлагаются новые варианты расцветки салона. Значительной модернизации подвергается дизельный двигатель, его рабочий объем доводится до 1.6 литра, а мощность до 54 л.с. Для версии GTI становится доступна пятиступенчатая механическая КПП.
Последнюю модернизацию модель получает в 1982 году, перед самым закатом производства первого поколения модели. Сначала появляется версия GTD с турбодизельным двигателем мощностью 70 л.с. Визуально машина отличалась обвесом GTI и несколько иной решеткой радиатора. При этом GTI 1982 модельного года также получает новый двигатель увеличенного до 1.8 литра рабочего объема и мощностью 112-114 л.с., который сделал эту модификацию самой мощной среди серийных Golf первого поколения.
Помимо базовых хетчбэков Volkswagen предлагал потенциальным покупателям и кабриолет, выпуск которого стартовал в 1980 году на заводе Karmann. Автомобиль отличался усиленным кузовом и набором опций, соответствующим максимальным комплектациям. Интересно, что несмотря на снятие Golf первого поколения с производства в 1983 году, кабриолет выпускался вплоть до 1993 года, поскольку Golf II Cabrio оказался весьма неудачной моделью.
Как уже было сказано выше, продажи Golf I стартовали в 1974 году и практически сразу же автомобиль стал хитом, продававшимся по всему миру огромными тиражами. Сочетание относительно доступной цены, удачной компоновки и хороших потребительских характеристик заложило основу зарождающегося класса автомобилей класса С, по праву названного в честь легенды - Volkswagen Golf первого поколения. Общий тираж машины за 9 лет производства превысил 6,5 миллионов экземпляров, после чего свет увидела машина следующего поколения, которая стала не менее легендарной и окончательно вписавшей Volkswagen Golf в историю мирового автопрома.
Если Вам понравилась эта статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии, у нас будет еще много интересного! С уважением, авторы канала АвтоЗарисовки!
Все изображения в данной статье взяты из открытых источников и являются собственностью их авторов
Другие статьи нашего канала:
Слишком много имен: как Opel Kadett превратился в Daewoo Nexia?
Раллийный снаряд с английским сердцем. Ford Escort RS Cosworth.