АХ, как же мне повезло! Редко, кому так везет: я знала подруг моей бабушки, подруг моей мамы, у меня были и есть свои подруги! Наши жизни пересекались или шли параллельно, иногда расходились в пространстве и времени …И подружек своих детей я тоже знаю. И только, пожалуй, с подругами своих внуков еще не успела познакомиться… Вот и хочу рассказать о них, чтобы не канули в небытие эти непростые события и люди, особенно те, что оставили след в судьбе дорогих мне людей.
Моя лучшая в мире бабушка родилась в 1887 году неподалеку от Киева в семье железнодорожника. В то время это было так, как если бы сейчас в семье космонавта. Ее детское прозвище Галя-Галушка и веселый характер стали в женской гимназии притчей во языцех! Редкий день обходился без проказ, и при этом ее любили и одноклассницы, и учителя, и классная дама, имя которой чудом сохранилось на фотографии, подаренной в день окончания гимназии: «на долгую память от любящей М. Нещерет.» В женской гимназии были строгие правила, особенно в отношении формы. Когда девочки выстраивались в линейку перед молитвой, классная дама специальной линейкой проверяла длину школьного платья, и у всех юбка должна была быть 12 сантиметров от пола! Маленький скромный белый воротничок-стоечка, и все пуговки застегнуты под самое горло! В одном классе с Галей училась девочка из совсем небогатой семьи. Ее звали необычным в то время именем Алла. Как говорили, этого имени нет в «Святцах». Она была самой образцовой ученицей! Аллочка не носилась по длинной лестнице, перепрыгивая через ступеньки, не запрыгивала на спину своим одноклассницам, чтобы поиграть в чехарду, ее тетрадки и книжки были самыми чистыми, и из них не вылетали клочки бумаги с записочками и рисунками. Аллочку никогда не оставляли «после уроков» в наказание за болтовню на молитве…. В общем, это была самая близкая подруга озорной Гали-Галушки, ее привечали в семье, к Пасхе и Рождеству дарили подарки… а ее сестричка Лида тоже часто бывала в дружелюбной и хлебосольной семье Лобковых. Девочки играли сначала в куклы, разыгрывали целые спектакли с их участием: балы, чаепития, путешествия…вместе мечтали! Можете себе представить, о чем могли мечтать молоденькие гимназистки? А в городке была и мужская гимназия, в которой учился Володя -брат Гали. Было, о чем мечтать! Очень хотелось быть красавицами! Но после окончания уроков из гимназии выходит несколько десятков девочек, одетых и причесанных абсолютно одинаково! Сейчас бы сказали: «Как инкубаторские!» Наша Галя-Галушка придумала надевать под платье кружевной большой воротник с ярким бантом или с жабо. Оставалось только расстегнуть несколько пуговок на платье и расправить эту красоту поверх надоевшей гимназической «стоечки», спрятать форменную шляпку в портфель и (о ужас!): распустить косу, демонстрируя веселые кудряшки! И ты красавица! За несколько весенних дней вся женская гимназия преобразилась. А все классные дамы получили нагоняй от директрисы. И только одна – единственная ученица шла домой в форме, застегнутой до самого подбородка, и в гимназической шляпке, которая надоела еще два года назад… Это была она – Алла Тарасова. Сестричка Лида так и припечатала: «В семье не без урода!» Конечно, Аллочка не была некрасивой -просто паталогически законопослушной…наверное.
Подруги закончили седьмой учительский класс. Он давал право стать домашней учительницей или гувернанткой. Но педагогическая работа совсем не привлекала подруг. Алла мечтала стать актрисой! Совсем не престижное в то время занятие… А Галя хотела продолжить образование и учиться дальше, уж если не в университете в Лозанне, то на Высших женских курсах в Киеве. Учиться за границей юной барышне запретили родители. И Галя поступила на службу на Почтамт. Она, представьте себе, обожала бухгалтерию и интересовалась банковским делом.
Каждое утро извозчик отвозил ее на службу. Модные шляпки и туфельки под каждую юбку немало способствовали прекрасному настроению. Что-что, а оптимизм Гале никогда не изменял!
После окончания гимназии перед самой войной в 1914 году подруги расстались и, как оказалось, больше не встретились. Первая Мировая война, революции, гражданская война, красный террор…. Много воды утекло.
А в тридцатые годы в газетах уже писали о талантливой актрисе МХАТа Алле Константиновне Тарасовой. Она Лауреат Сталинской премии, она народная. Она звезда, обласканная кровавым тираном.
А Галя с любимым мужем и маленькой дочкой живет в Никополе. Ее муж – главный экономист на строящемся Никопольском металлургическом комбинате. Там запускают первый советский блюминг! Галя трудится по специальности вместе с мужем. Как только комбинат дал первый прокат, всех «врагов народа», построивших комбинат, арестовали. Немецкая фамилия Галиного мужа была достаточной причиной для ареста. Стране ведь были нужны талантливые инженеры и другие опытные специалисты ... в ГУЛАГе…
Жен арестовать сразу не успели, и предприимчивая и решительная Галина сумела уехать и дочку увезти. Отдельная потрясающая история.
Когда немного успокоилась и перестала плакать, решила поехать в Москву и доказать, что муж ни в чем не виноват! В Москве живет ее любимая подруга Аллочка. Ну и что, что давно не виделись? Ведь так искренне и так долго дружили… Вместе выросли…
Но жизнь уже многому научила, поэтому решила сначала написать подруге письмецо, а уж потом ехать. …Аллочка бывает в Кремле! Она народная артистка! Она подруга!
Я думаю, что эта «народная» Аллочка - эта подруга -даже не прочитала письмо (или письма), а если и прочитала, то не захотела или побоялась ответить… Чтобы в то время приютить «жену врага народа», уж не говорю «хлопотать о его освобождении», надо было любить не только сцену… и себя на сцене…
Много лет спустя, в семидесятые годы , в нашей квартире появился телевизор и мы с бабушкой посмотрели мхатовский спектакль «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского. Блистательно играла Алла Константиновна. Уж не знаю, скольких премий лауреат… А Галина Михайловна только покинула пост главного бухгалтера городского узла связи. И «заслуженный отдых» понимала как возможность еще больше читать и воспитывать нас, своих внуков. Вот тогда бабушка и рассказала о своей первой подруге. Не сердилась. Не обижалась. Не завидовала. Радовалась, что увидела Аллочку. Но писем больше не писала!