Век кинопленки
После института я несколько лет работала на киностудии им. Горького в лаборатории обработки киноплёнки.
Абсолютно не по специальности, но было интересно. И платили поначалу там неплохо.
Свежеотснятые картины привозились к нам на бабинах, проявлялся негатив, фонограмма, печатались и проявлялись позитивные копии, и уже от нас развозились по кинотеатрам.
Самой ответственной была работа с негативами. Плёнка с отснятым материалом проходила через огромную проявочную машину, последовательно ныряя в проявитель, стоп-ванну, фиксажи.
Обрыв негативной пленки в проявочной машине был кошмаром нашего технолога. Ведь пленка, остановившаяся в машине, необратимо повреждалась.
Целые куски будущего фильма безвозвратно утрачивались. Да, такое бывало.
А на просмотр первой позитивной копии собиралась вся лаборатория. Приезжали режиссеры, директора картин и продюсеры, иногда и кто-то из актёров.
Это был интересный мир.
Но все изменила цифра...
Пленочное кино в нашей стране начало умирать позднее, чем в мире. Даже в 2009-2010 ещё многие работали с плёнкой. Но в конце концов плёнка начала сходить на нет.
Лаборатории уходили в простой, зарплаты падали, людей стали сокращать. И зачастую это были люди, которые в этой области работали всю жизнь и другой специальности не имели.
Не знаю, как в других лабораториях, но на Горького многие работали династиями. И теперь в одночасье без работы оставались целые семьи.
Конечно, кое-что печатается на плёнка и по сей день. Например, копии картин для госфильмофонда. Лаборатория на Горького существует и сегодня.
Работает там пяток ветеранов на полставки. С зарплатой хорошо если в размер пенсии. Новое поколение в эту отрасль уже не придет.
Цифра убила не только пленку
Удивительно, но последствиями появления новых технологий сегодня столкнулась и профессия моего мужа.
Хотя и иначе. Если в моем случае умерла целая отрасль, то в его - наоборот, отрасль развивается, но падает спрос на квалификацию.
Муж видеооператор. И спрос на видео в современном мире огромен.
Но качество того, что снимается, падает с каждым годом.
Почему? А тоже благодаря прогрессу. Современная техника и программы позволяют вытягивать до приемлемого уровня даже очень плохо отснятый материал.
Потому и в операторы может податься почти любой, кто смог приобрести себе более или менее приличную камеру.
Да, они снимают плохо. Зато берут недорого.
К тому же огромное количество любительского видео в соцсетях приучило зрителя быть нетребовательным к качеству.
Ну кому придет в голову ругать тётю Катю в одноклассниках или Ванечку в ВК за то, что их видосики слегка в расфокусе? Мы же их не за качество смотрим!
И так, незаметно для себя зритель привыкает прощать низкое качество съемки и телевидению, и даже кино!
Умрет ли профессия оператора совсем? Нет, не думаю. Рано или поздно зритель вновь станет требовательным, и спрос на качество вырастет.
Думаю, к тому моменту профессия видеографа станет дефицитной. Но до этого ещё дожить нужно!
А пока муж развивается в моушн-дизайне, там спрос велик и постоянно растет.
Много ли умирающих профессий?
Думаю, что таких немало. Очень уж стремительно сегодня развиваются технологии!
И прогресс - это прекрасно, конечно. Но я не завидую сейчас мальчикам и девочкам, которым только предстоит выбирать профессию!
Как угадать, скоро ли она станет не нужной?
Каждый раз, когда в магазине подхожу к кассе самообслуживания, невольно задаюсь вопросом: как скоро они полностью вытеснят кассиров?
Эта профессия тоже умрет?
Как скоро останутся не у дел банковские работники? Ведь большую часть операций сегодня можно выполнить в приложении без их помощи.
Когда людей-бухгалтеров полностью вытеснят программы?
И сколько ещё профессий уйдут в прошлое, как исчезли когда-то фонарики или машинистки?
А ваша профессия на подъеме или в упадке?
Делитесь в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки! Буду рада обсуждению!