Злободневный спектакль Сергея Федотова по пьесе Н.Эрдмана актуален и сейчас. Возвращение бюрократизации, от которой, казалось бы, в 21 веке прогресса и технологий нужно отказаться, снова врывается в обыденную жизнь.
Спор с маменькой, какую картину повесить на стену так и не увенчивается успехом. Портрет основателя коммунистической идеологии или «Вечер в Копенгагене, а может быть «Верую, Господи, верую»?
Павлуша решает приписать себе партийность и выписать сам себе «докУмент – мандат». Чтобы и сестру пристроить, и жить сладко, и гастрономический магазин по возможности вернуть. Домочадцы взаимодействуют с ним в разных ключах – сестра похожа на булгаковскую Зину Бунину – девушку осторожную, но хваткую, миролюбивую, но с претензией на оригинальность. Ей одновременно хочется быть и светской дамой, увлекающейся кинематографом, и чтить порядочность и не многословие.
Надежда Петровна (мать)– набожная женщина, исключающая модные веяния, боязливая, но за свои интересы может и постоять, если этого потребуется. (Женитьба дочери, поиск коммунистов в виде родственников, обманный путь ради блага).
«Иван Иваныч Иванов утром ходит без штанов, а Иванов Иван Иваныч надевает штаны на ночь» - странная закономерность. Точно такая же, как и в голове соседа главных героев. «Очень быстро переобувается» – говоря современным языком. «Ты коммунист? Я исчезну из вашей жизни как прошлогодний снег и не буду вам мешать… Ах, нет? Тогда милиция разберётся, кто из нас холоп».
Тамара Леопольдовна сама представляет Россию глазами тогдашнего времени - чуть неуверенную, но имеющую влияние, не молодую, но не потерявшую лоск, знающую лазейки, но и имеющую право голоса.
Валериан – а этот вообще человек – перевёртыш.
-Молодой человек, вы в Бога верите?
-Дома верю, на службе нет. (с)
Но, в тоже время, узнав, что в сундуке то единственное, что в России от России осталось, и это «Анна Николаевна, великая княжна Романова» - тут же забывает о своих смотринах у Гулячкиных и решает связать свою судьбу с Ней, тем самым спасти Россию и себя самого. (Вопрос: от кого?)
И, наконец, Настя, кухарка, которая на несколько часов стала тем, что в России от России осталось. Девушка ни грамма не растерялась, и пронесла свою «ношу» до конца. Сундук так сундук, вода так вода, пистолет так пистолет.
ДДДевушка мечтает о высоком. Но, понимая свое положение и ситуацию вокруг, даже и не надеется что-либо изменить. Хотя попытки были.)
Вся эта круговерть может служить сарказмом по отношению как раз не к Царской России, а к коммунистическому режиму, который набирал тогда свои обороты. (Пьеса написана в 1925 году, политика коммунизма проводилась с 1918-1921г. г)
Этакая буффонада, фарс. Но если посмотреть на это совсем под другим углом…
Герои пьесы разоблачают самих себя. У них иллюзорное представление как о самой революции, так и о жизни в общем.
«Кончено. Все погибло. Все люди ненастоящие. Она ненастоящая, он ненастоящий, может быть, и мы ненастоящие?!»…
Хочется привести пример «новой социальной рекламы»:
Она :У тебя есть Это?
Он: Что – Это?
Она: Ну, Это…(QR-код)
Он: Ах, Это? Уже – да! Может, проведём время вместе? Сходим в кино, или на концерт?
Он: Да, давай!
(Вместе) Мы уже обезопасили себя! А Вы?
…Мне кажется, у нас настаёт эра новых «мандатов»…
---------------------
Фото взяты с сайта #Камерныйтеатр