Фильм "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине 1920 года -- не только один из самых влиятельных фильмов в киноистории, но и несомненный любимец рок-исполнителей. Клипы в узнаваемой экспрессионистской стилистике делали RHCP и Rainbow легендарного Ричи Блэкмора. Не обошел вниманием "Кабинет..." и шок-рокер Роб Зомби, который очень любит хорроры (причем так сильно, что назвал свою группу White Zombie, в честь фильма 1932 года), а потому по-видимому не мог не снимать для своих песен полноценные короткометражные ужастики.
Любой уважающий себя любитель ужастиков, даже начинающий, должен знать хотя бы три первых и главных фильмов ужасов в истории: "Франкенштейн", "Носферату" и "Кабинет доктора Калигари". Когда же помимо толково снятого клипа текст тоже оказывается весьма занятным, то для фаната хорроров наступает настоящий праздник! (о некоторых киноцитатах в тексте песни "Living Dead Girl" скажем отдельно, после разбора клипа)
Даром, что в 1998 году "Living Dead Girl" прозвучала в начале фильма «Невеста Чаки», а чуть позже в римейке «Психо» Гаса Ван Сента -- мистер Зомби решил снять для песни отдельный клип. Вместе с Джозефом Каном (Joseph Jun-hee Kahn), известным по своим клипам для Imagine Dragons, Muse, Келли Кларксон, Backstreet Boys, U2, The Chemical Brothers, Blink-182, Эминема, Моби, Korn, The Black Eyed Peas, Destiny's Child, Бритни Спирс, Pussycat Dolls, Shakira, Гвен Стефани.
Режиссеры Роб Зомби и Джозеф Кан отлично стилизовали видео под старое немое кино - изображение отрывисты, искусственно состарены, заблурированы и зазернены (т.е. изображение нарочно сделали размытым и как будто плохого качества).
Более того: как и в любом приличном немом фильме, в клипе появляются интертитры, комментирующие нехитрую историю, перекликающуюся с "Кабинетом доктора Калигари": в городок приезжает злой доктор, показывающий на ярмарке ходячий полутруп. Полумертвец пугает жителей городка и умирает в ходе истории при трагических обстоятельствах.
Роб Зомби лично изобразил великолепно-мерзкого доктора Калигари! Он отлично скопировал характерные ужимки и мимику Вернера Краусса, сыгравшего зловещего доктора в оригинальном фильме:
А жена Роба, Шери Мун Зомби сыграла спящую в шкафу-гробу (словно лунатик Чезаре в "Кабинете доктора Калигари") призрачную девушку-зомби, напоминающую одновременно и Джейн, и Чезаре из фильма Роберта Вине, и Мадлен Шорт, героиню фильма "Белый зомби" (1932), которую загипнотизировал и превратил в зомби злодей Легендра, специалист по магии вуду.
Незамысловатые декорации в точности повторяют места действия в "Кабинете доктора Калигари": мост, ярмарка, крыши домов, кладбище. Особое удовольствие - находить их в клипе!
Еще о мелочах:
И реакция публики (чему уделено достаточно времени) тоже:
Более того -- есть даже одна реплика-цитата!
И произносит:
После чего следует крупный план открывшей жутковатые глазки спящей красавицы:
Эта сцена (вместе с фразой) тоже взята из "Кабинета доктора Калигари" Роберта Вине. Но в оригинале она еще эффектнее. И страшнее.
Зазывая публику в свою палатку, Калигари сообщает, что
После чего следовал один из страшнейших и самых знаменитых моментов фильма. Крупный план. Чезаре начинает дышать и тяжело раскрывает жуткие пустые глаза! (эта сцена и до сих пор великолепно выглядит, особенно на большом экране)
Следует заметить, что и двигается живая мертвая девушка точно так же, как и Чезаре - по стеночке, пытаясь мимикрировать под тень на стене:
Вот только если Чезаре направляется по важному делу - пробирается в дом, чтобы совершить убийство, то безобидная, хоть и ужасная на вид роб-зомбиевская живая мертвая девушка видимо просто прогуливается на ночь глядя и ничего такого даже не замышляет.
А вот не очень удачно закончившаяся прогулка девушки-зомби по крышам - уже не просто очередная цитата из "Калигари..."
Это также цитата из любимого Робом Зомби фильма ужасов 1932 года "Белый зомби" (в честь которого певец и назвал свою группу, как мы помним). В ролях снялись Бела Лугоши (где он сыграл усатого и бородатого злодея-колдуна Легендру, мастера магии вуду и владельца плантации, на которой бесплатно и без еды круглосуточно впахивают превращенные в зомби люди), Мэдж Беллами (в роли девушки в беде Мадлен Шорт, которую злодей тоже превращает в зомби), Джон Харрон (в роли жениха девушки, готового спасти ее) и Джозефа Коуторна и Роберта В. Фрейзера (эти артисты играют подтанцовку героя-спасителя, вернее, его лучших друзей-помощников: проповедника-миссионера и доброго владельца соседней плантации).
Хотя в клипе Роба Зомби тоже есть своеобразный, но хэппи-энд:
Жители городка выгоняют злого доктора:
А бедной (и теперь окончательно мертвой) девушке искренне сочувствуют:
А теперь о тексте песни, который тоже приготовил для любителей старых хорроров несколько сюрпризов:
- Строка в начале песни Who is this irresistible creature who has an insatiable love for the dead? - «Кто это неотразимое создание, испытывающее неутолимую любовь к мертвым?» Взята из трейлера к фильму 1935 года режиссера Джеймса Уэйла "Невеста Франкенштейна". Тоже классика фильмов ужасов.
- Песня начинается с музыки, взятой из трейлера фильма "Последний дом слева" (1972) режиссера Уэса Крейвена (самые известные фильмы Крейвена - "Кошмар на улице Вязов", "У холмов есть глаза").
- Слова "What are you thinking about? -- The same thing you are" («О чем ты думаешь?" -- О том же самом, что и ты » взяты из фильма режиссера Гарри Кюмеля «Дочери тьмы» (англ. Daughters of Darkness), третьесортного эксплуатационного кино о вампирше Элизабет Батори.
- Слова "Thinks Donna Reed eats dollar bills" ("<он> думает, что Донна Рид ест долларовые купюры") -- Донна Рид (Donna Reed) (1921-1986), американская актриса, обладательница премии "Оскар" в 1953 г. и "Золотой голбус". В песне эта никак не связанная с хоррорами актриса упомянута скорее всего для иронии.
- Когда Зомби поет: "Goldfoot's machine creates another fiend so beautiful they make you kill" ("Машина Голдфута создает еще одного демона, прекрасного и заставляющего убивать"), - это отсылка к серии фантастических фильмов-пародий на бондиану про доктора Голдфута ("Dr. Goldfoot and the Bikini Machine" и "Dr. Goldfoot and the Girl Bombs"). Доктор Голдфут (да, его фамилия - пародия на бондовский "Золотой глаз") - безумный ученый, создающий сексуальных девушек-роботов. Эта банда роботесс должна отправиться соблазнять и грабить сильных мира сего -- самых богатых мужчин мира. Этому злодейскому плану мешают осуществиться неуклюжие агенты. Несмотря на то, что есть и более забавные пародии на фильмы о Бонде (например та же серия про Остина Пауэрса) фильмы про злодея Голдфута получили свою долю зрительского интереса благодаря тому, что Голдфута сыграл легендарный актер хорроров Винсент Прайс.
А вот идущие следом слова "So beautiful they make you kill" ("прекрасного и заставляющего убивать") отсылают уже к "Метрополису" Фрица Ланга. В этом масштабном и легендарном фантастическом немом фильме 1927 года злой (но, конечно же, как водится, гениальный) ученый Ротванг создает робота-женщину (кстати, робот Мария - первый робот-женщина в кино). Робот принимает обличие местной доброй девушки-проповедницы и поднимает бунт. Люди-рабочие, трудящиеся в подземном городе, устраивают революцию, грозящую неминуемой гибелью и им, и живущим в верхнем городе богачам, элите.
- Когда Роб Зомби поет "...they love to love the wealth of an SS whore making scary sounds" ("они любят любить богатство эсэсовских шлюх, издавая страшные звуки") - это отсылка к первому эксплуатационному фильму на фашистскую тематику "Ильза, волчица СС" (Ilsa, She Wolf of the SS) 1975 года. Другое название эксплуатационного кино на нацистскую тематику - "Nazi-exploitation". Сюжет "Ильзы..." крайне прост: комендант нацистского лагеря военнопленных Ильза Кох, развратница и садистка, ставит жестокие опыты, чтобы доказать якобы бóльшую выносливость и терпимость женщин к боли по сравнению с мужчинами. Она (и вот здесь в полной мере расцветает жанр "Nazi-exploitation") постоянно насилует разных военнопленных, сначала кастрируя их, а затем убивая.
- Ну и вернемся к названию песни - "Живая мертвая девушка". Возможно, что это отсылка к одноименному французском фильму ужасов 1982 года "La morte vivante" режиссера Жана Роллена, известного своими эротизированными хоррорами. Сюжет фильма характерен для третьесортных ужастиков: из-за спрятанных жуликами в фамильном склепе токсичных отходов к жизни пробуждается молодая женщина Кэтрин. Однажды Хелен обнаруживает свою ожившую подругу и (то ли памятуя о дружбе, то ли из жалости) начинает приводить к ней людей, чтобы ее голодная подруга смогла насытиться человеческим мясом.
Таким образом текст напоминает лоскутное одеяло, сшитое из общепризнанной старой киноклассики и нелепых третьесортных ужастиков. Такие тексты, целиком составленные из отсылок к другим фильмам и из цитат, называют центонами.
Кстати, другие тексты песен и клипы Роба Зомби тоже частенько оказываются занятными центонами, в которых обязательно будут ссылки на фильмы категории В, на фильмы о вампирах и живых мертвецах, и, конечно же, отсылки на старые добрые фильмы ужасов, давшие жизнь современным хоррорам.
#рок-музыка
#1920-е
#роберт вине
#кабинет доктора калигари
#rob zombie
#rock