Найти в Дзене
Серебряный экран

Немое кино и рок-музыка. "Кабинет доктора Калигари" и отсылки к старым хоррорам в "Living Dead Girl" Rob Zombie

Фильм "Кабинет доктора Калигари" Роберта Вине 1920 года -- не только один из самых влиятельных фильмов в киноистории, но и несомненный любимец рок-исполнителей. Клипы в узнаваемой экспрессионистской стилистике делали RHCP и Rainbow легендарного Ричи Блэкмора. Не обошел вниманием "Кабинет..." и шок-рокер Роб Зомби, который очень любит хорроры (причем так сильно, что назвал свою группу White Zombie, в честь фильма 1932 года), а потому по-видимому не мог не снимать для своих песен полноценные короткометражные ужастики.

Любой уважающий себя любитель ужастиков, даже начинающий, должен знать хотя бы три первых и главных фильмов ужасов в истории: "Франкенштейн", "Носферату" и "Кабинет доктора Калигари". Когда же помимо толково снятого клипа текст тоже оказывается весьма занятным, то для фаната хорроров наступает настоящий праздник! (о некоторых киноцитатах в тексте песни "Living Dead Girl" скажем отдельно, после разбора клипа)

Даром, что в 1998 году "Living Dead Girl" прозвучала в начале фильма «Невеста Чаки», а чуть позже в римейке «Психо» Гаса Ван Сента -- мистер Зомби решил снять для песни отдельный клип. Вместе с Джозефом Каном (Joseph Jun-hee Kahn), известным по своим клипам для Imagine Dragons, Muse, Келли Кларксон, Backstreet Boys, U2, The Chemical Brothers, Blink-182, Эминема, Моби, Korn, The Black Eyed Peas, Destiny's Child, Бритни Спирс, Pussycat Dolls, Shakira, Гвен Стефани.

Режиссеры Роб Зомби и Джозеф Кан отлично стилизовали видео под старое немое кино - изображение отрывисты, искусственно состарены, заблурированы и зазернены (т.е. изображение нарочно сделали размытым и как будто плохого качества).

Более того: как и в любом приличном немом фильме, в клипе появляются интертитры, комментирующие нехитрую историю, перекликающуюся с "Кабинетом доктора Калигари": в городок приезжает злой доктор, показывающий на ярмарке ходячий полутруп. Полумертвец пугает жителей городка и умирает в ходе истории при трагических обстоятельствах.

-2
-3
-4
-5

Роб Зомби лично изобразил великолепно-мерзкого доктора Калигари! Он отлично скопировал характерные ужимки и мимику Вернера Краусса, сыгравшего зловещего доктора в оригинальном фильме:

Роб Зомби очень старается дотянуть не только гримом, но своей игрой до Вернера Краусса
Роб Зомби очень старается дотянуть не только гримом, но своей игрой до Вернера Краусса
А вот и оригинал. Как и положено настоящему коварному злодею, Калигари усиленно шевелит кустистыми бровями, грозно сверкает глазами так, что очки в тяжелой оправе это никак не могут скрыть, строит злобно-мерзкие гримасы и резко жестикулирует.
А вот и оригинал. Как и положено настоящему коварному злодею, Калигари усиленно шевелит кустистыми бровями, грозно сверкает глазами так, что очки в тяжелой оправе это никак не могут скрыть, строит злобно-мерзкие гримасы и резко жестикулирует.

А жена Роба, Шери Мун Зомби сыграла спящую в шкафу-гробу (словно лунатик Чезаре в "Кабинете доктора Калигари") призрачную девушку-зомби, напоминающую одновременно и Джейн, и Чезаре из фильма Роберта Вине, и Мадлен Шорт, героиню фильма "Белый зомби" (1932), которую загипнотизировал и превратил в зомби злодей Легендра, специалист по магии вуду.

Клип.
Клип.
Клип. Обратите внимание на росчерки на платье и на волосах: гримеры и специалисты по костюму оказались очень внимательны к мелочам: если в оригинале у героев грим и примитивные, но яркие узоры на костюмах, то про это никак нельзя забывать!
Клип. Обратите внимание на росчерки на платье и на волосах: гримеры и специалисты по костюму оказались очень внимательны к мелочам: если в оригинале у героев грим и примитивные, но яркие узоры на костюмах, то про это никак нельзя забывать!
А вот оригинал: полосочки на костюме Чезаре и знаменитые чернильно-черные глазницы (которые повторяли в сценическом гриме очень многие: от солиста The Cure и Элиса Купера, до Джонни Деппа в роли Эдварда Руки-ножницы), а также треугольники на платье Джейн.
А вот оригинал: полосочки на костюме Чезаре и знаменитые чернильно-черные глазницы (которые повторяли в сценическом гриме очень многие: от солиста The Cure и Элиса Купера, до Джонни Деппа в роли Эдварда Руки-ножницы), а также треугольники на платье Джейн.

Незамысловатые декорации в точности повторяют места действия в "Кабинете доктора Калигари": мост, ярмарка, крыши домов, кладбище. Особое удовольствие - находить их в клипе!

-11

Еще о мелочах:

Клип. Повадки и способ заработка у Калигари остались прежними:
Клип. Повадки и способ заработка у Калигари остались прежними:
Оригинал
Оригинал

И реакция публики (чему уделено достаточно времени) тоже:

Клип
Клип

Более того -- есть даже одна реплика-цитата!

На представлении Роб Зомби-Калигари выводит из ящика-гроба свою полуживую-полумертвую подопечную
На представлении Роб Зомби-Калигари выводит из ящика-гроба свою полуживую-полумертвую подопечную
-16

И произносит:

"Она просыпается из своего похожего на смерть сна"
"Она просыпается из своего похожего на смерть сна"

После чего следует крупный план открывшей жутковатые глазки спящей красавицы:

-18

Эта сцена (вместе с фразой) тоже взята из "Кабинета доктора Калигари" Роберта Вине. Но в оригинале она еще эффектнее. И страшнее.

Зазывая публику в свою палатку, Калигари сообщает, что

"...на ваших глазах Чезаре очнется от своего похожего на смерть сна..."
"...на ваших глазах Чезаре очнется от своего похожего на смерть сна..."

Вот Калигари выводит из шкафа-гроба механически медленно ступающего сомнамбулиста
Вот Калигари выводит из шкафа-гроба механически медленно ступающего сомнамбулиста
И произносит вот такую триаду: "Чезаре!! -- Ты меня слышишь?! Чезаре, это я -- я доктор Калигари -- твой господин--"
И произносит вот такую триаду: "Чезаре!! -- Ты меня слышишь?! Чезаре, это я -- я доктор Калигари -- твой господин--"
"... пробудись на мгновение из своей темной ночи..."
"... пробудись на мгновение из своей темной ночи..."

После чего следовал один из страшнейших и самых знаменитых моментов фильма. Крупный план. Чезаре начинает дышать и тяжело раскрывает жуткие пустые глаза! (эта сцена и до сих пор великолепно выглядит, особенно на большом экране)

-23
-24

Следует заметить, что и двигается живая мертвая девушка точно так же, как и Чезаре - по стеночке, пытаясь мимикрировать под тень на стене:

Клип
Клип
Оригинал.
Оригинал.

Вот только если Чезаре направляется по важному делу - пробирается в дом, чтобы совершить убийство, то безобидная, хоть и ужасная на вид роб-зомбиевская живая мертвая девушка видимо просто прогуливается на ночь глядя и ничего такого даже не замышляет.

А вот не очень удачно закончившаяся прогулка девушки-зомби по крышам - уже не просто очередная цитата из "Калигари..."

Клип
Клип

Это также цитата из любимого Робом Зомби фильма ужасов 1932 года "Белый зомби" (в честь которого певец и назвал свою группу, как мы помним). В ролях снялись Бела Лугоши (где он сыграл усатого и бородатого злодея-колдуна Легендру, мастера магии вуду и владельца плантации, на которой бесплатно и без еды круглосуточно впахивают превращенные в зомби люди), Мэдж Беллами (в роли девушки в беде Мадлен Шорт, которую злодей тоже превращает в зомби), Джон Харрон (в роли жениха девушки, готового спасти ее) и Джозефа Коуторна и Роберта В. Фрейзера (эти артисты играют подтанцовку героя-спасителя, вернее, его лучших друзей-помощников: проповедника-миссионера и доброго владельца соседней плантации).

"Белый зомби".  Превращенная в зомби девушка в развевающемся платье-балахоне вечно прохаживается в опасных для жизни местах.
"Белый зомби". Превращенная в зомби девушка в развевающемся платье-балахоне вечно прохаживается в опасных для жизни местах.
Но ее конечно же в последний момент ловит в охапку влюбленный в нее герой (а еще он успевает расправиться со злодеем и его приспешниками-зомби), так что все заканчивается в конечном итоге хорошо!
Но ее конечно же в последний момент ловит в охапку влюбленный в нее герой (а еще он успевает расправиться со злодеем и его приспешниками-зомби), так что все заканчивается в конечном итоге хорошо!

Хотя в клипе Роба Зомби тоже есть своеобразный, но хэппи-энд:

Жители городка выгоняют злого доктора:

-30
-31

А бедной (и теперь окончательно мертвой) девушке искренне сочувствуют:

-32
-33
-34

А теперь о тексте песни, который тоже приготовил для любителей старых хорроров несколько сюрпризов:

  • Строка в начале песни Who is this irresistible creature who has an insatiable love for the dead? - «Кто это неотразимое создание, испытывающее неутолимую любовь к мертвым?» Взята из трейлера к фильму 1935 года режиссера Джеймса Уэйла "Невеста Франкенштейна". Тоже классика фильмов ужасов.
"Невеста Франкенштейна" (1935). реж.: Джеймс Уэйл
"Невеста Франкенштейна" (1935). реж.: Джеймс Уэйл

  • Песня начинается с музыки, взятой из трейлера фильма "Последний дом слева" (1972) режиссера Уэса Крейвена (самые известные фильмы Крейвена - "Кошмар на улице Вязов", "У холмов есть глаза").
  • Слова "What are you thinking about? -- The same thing you are" («О чем ты думаешь?" -- О том же самом, что и ты » взяты из фильма режиссера Гарри Кюмеля «Дочери тьмы» (англ. Daughters of Darkness), третьесортного эксплуатационного кино о вампирше Элизабет Батори.
  • Слова "Thinks Donna Reed eats dollar bills" ("<он> думает, что Донна Рид ест долларовые купюры") -- Донна Рид (Donna Reed) (1921-1986), американская актриса, обладательница премии "Оскар" в 1953 г. и "Золотой голбус". В песне эта никак не связанная с хоррорами актриса упомянута скорее всего для иронии.
  • Когда Зомби поет: "Goldfoot's machine creates another fiend so beautiful they make you kill" ("Машина Голдфута создает еще одного демона, прекрасного и заставляющего убивать"), - это отсылка к серии фантастических фильмов-пародий на бондиану про доктора Голдфута ("Dr. Goldfoot and the Bikini Machine" и "Dr. Goldfoot and the Girl Bombs"). Доктор Голдфут (да, его фамилия - пародия на бондовский "Золотой глаз") - безумный ученый, создающий сексуальных девушек-роботов. Эта банда роботесс должна отправиться соблазнять и грабить сильных мира сего -- самых богатых мужчин мира. Этому злодейскому плану мешают осуществиться неуклюжие агенты. Несмотря на то, что есть и более забавные пародии на фильмы о Бонде (например та же серия про Остина Пауэрса) фильмы про злодея Голдфута получили свою долю зрительского интереса благодаря тому, что Голдфута сыграл легендарный актер хорроров Винсент Прайс.
-36

А вот идущие следом слова "So beautiful they make you kill" ("прекрасного и заставляющего убивать") отсылают уже к "Метрополису" Фрица Ланга. В этом масштабном и легендарном фантастическом немом фильме 1927 года злой (но, конечно же, как водится, гениальный) ученый Ротванг создает робота-женщину (кстати, робот Мария - первый робот-женщина в кино). Робот принимает обличие местной доброй девушки-проповедницы и поднимает бунт. Люди-рабочие, трудящиеся в подземном городе, устраивают революцию, грозящую неминуемой гибелью и им, и живущим в верхнем городе богачам, элите.

"Метрополис" (1927). Ученый Ротванг хвастается своим творением.
"Метрополис" (1927). Ученый Ротванг хвастается своим творением.

"Метрополис" (1927). Ротванг, робот и пойманная добрая девушка Мария (с последней все будет хорошо: она остановит бунт и всех спасет!)
"Метрополис" (1927). Ротванг, робот и пойманная добрая девушка Мария (с последней все будет хорошо: она остановит бунт и всех спасет!)
Робот лже-Мария. Исполняет перед зажравшимися буржуями, жителями верхнего города, развратный гипнотический танец и сеет сумятицу, бунт и дикий хаос.
Робот лже-Мария. Исполняет перед зажравшимися буржуями, жителями верхнего города, развратный гипнотический танец и сеет сумятицу, бунт и дикий хаос.
Фанаты Марии ликуют
Фанаты Марии ликуют

Революция в городе будущего.
Революция в городе будущего.
Попытки положительных героев не допустить затопления и гибели города
Попытки положительных героев не допустить затопления и гибели города

  • Когда Роб Зомби поет "...they love to love the wealth of an SS whore making scary sounds" ("они любят любить богатство эсэсовских шлюх, издавая страшные звуки") - это отсылка к первому эксплуатационному фильму на фашистскую тематику "Ильза, волчица СС" (Ilsa, She Wolf of the SS) 1975 года. Другое название эксплуатационного кино на нацистскую тематику - "Nazi-exploitation". Сюжет "Ильзы..." крайне прост: комендант нацистского лагеря военнопленных Ильза Кох, развратница и садистка, ставит жестокие опыты, чтобы доказать якобы бóльшую выносливость и терпимость женщин к боли по сравнению с мужчинами. Она (и вот здесь в полной мере расцветает жанр "Nazi-exploitation") постоянно насилует разных военнопленных, сначала кастрируя их, а затем убивая.
  • Ну и вернемся к названию песни - "Живая мертвая девушка". Возможно, что это отсылка к одноименному французском фильму ужасов 1982 года "La morte vivante"  режиссера Жана Роллена, известного своими эротизированными хоррорами. Сюжет фильма характерен для третьесортных ужастиков: из-за спрятанных жуликами в фамильном склепе токсичных отходов к жизни пробуждается молодая женщина Кэтрин. Однажды Хелен обнаруживает свою ожившую подругу и (то ли памятуя о дружбе, то ли из жалости) начинает приводить к ней людей, чтобы ее голодная подруга смогла насытиться человеческим мясом.

Таким образом текст напоминает лоскутное одеяло, сшитое из общепризнанной старой киноклассики и нелепых третьесортных ужастиков. Такие тексты, целиком составленные из отсылок к другим фильмам и из цитат, называют центонами.

Кстати, другие тексты песен и клипы Роба Зомби тоже частенько оказываются занятными центонами, в которых обязательно будут ссылки на фильмы категории В, на фильмы о вампирах и живых мертвецах, и, конечно же, отсылки на старые добрые фильмы ужасов, давшие жизнь современным хоррорам.

#немое кино

#немое кино для начинающих

#рок-музыка

#старое кино

#1920-е

#роберт вине

#кабинет доктора калигари

#rob zombie

#rock

#silent cinema

#rock clips