Почему учителей делят на молодых и пенсионеров? Таким вопросом я задалась, когда почитала сегодня комментарии к статье на канале "Обучение ПРО" об учителях пенсионного возраста.
Автор: Тамара Сергеевна Щедренко, педагог дополнительного образования, магистр медиаобразования.
В комментариях все идеи сводятся к одному: у молодых плохое качество подготовки, пенсионерам с советской подготовкой доверяем больше.
Сейчас меня начнут пинать и ругать в комментариях, но я лично считаю, что от возраста педагога вообще ничего не зависит.
Качество образования, которое даёт учитель детям, зависит от его профессионализма.
Самый живой пример - учитель информатики моей дочери.
Она реально крутая!
Дочка в этом году перешла в новую школу и после первого урока информатики пришла с восторженными словами: "Мама, у нас такая позитивная информатичка. За компы шарит лучше тебя!" У меня сразу нарисовался образ молодой девушки, недавней выпускницы педагогического вуза. А дочь продолжает: "Она реально крутая, пожилая, но крутая. Уважение от всего класса".
Мне стало интересно, что же там за волшебная учительница по информатике. Как педагог знаю, что на сайтах образовательных учреждений есть обязательный раздел обо всех сотрудниках.
Так вот. Учительница информатики моей дочери Марина Ароновна выпускница НГПИ 1978 года, а значит ей сейчас уже за 60. Возраст далеко не старческий, но у подростков своё ощущение возраста, простим им это. Общий стаж у Марины Ароновны 43 года, из них именно в этой школе 40(!) лет - в одной школе!
В 2020 году она в очередной раз подтвердила высшую категорию - срок действия до февраля 2025 года.
А теперь самое интересное
Почему семиклассники считают свою учительницу по информатике реально крутой и уважают? За возраст? Нет. За знания!
В 2018 году она прошла курсы повышения квалификации «HTML, CSS, JavaScript в проектной деятельности обучающихся». За время летних каникул 2020 года Марина Ароновна изучала цифровую грамотность педагогического работника. Летом 2021 года прошла курсы по принципам развития креативности (кстати, хочу посмотреть эти курсы и сама пройти).
И как говорит дочь - на уроках информатики действительно интересно, учительница может ответить на любой вопрос, и дети узнают много нового на каждом уроке.
Как видите, вуз в далёком 1978 году это очень хорошо. Но ученики ценят свою учительницу за владение современными знаниями!
А мы на уроках играем
Такие слова я услышала от своих учеников несколько лет назад. Это они тоже про уроки информатики, только в другой школе. Так вот там учительнице в районе 40 лет, её главная задача на уроке - чтобы ученики не шумели и по школе не бегали. Оценки в журнале у всех хорошие. Экзамены по информатике никто не сдаёт. Но дети недовольны! Они тратят время на уроке впустую, а хотят получать знания, даже когда делают вид, что не хотят учиться.
Я в прошлом журналист, поэтому привыкла анализировать информацию из разных источников. Провела опрос в своей группе медиажурналистов о качестве преподавания в их школе информатики.
Радует, что в школах у ребят из моей группы журналистов в игры на компьютере на уроке информатики уже никто не играет.
Цитирую свои варианты из чата:
"Учебник вообще с собой не носим, занимаемся только по ЕГЭшным тестам" (учителю 20-25 лет)
"Мы не делаем вообще ничего — информатичка постоянно на больничном (полтора года точно)" (35-45 лет)
"Хахаха, у нас то и учебников нет" (20-25 лет)
"Иногда просто конспекты по учебнику пишем, изредка дают тесты, но сами темы нормально не проходим" (45-55 лет)
"У нас с 5 класса нормально её (информатику) не преподавали" (20-25 лет)
И что у нас с возрастом учителей в итоге?
Из 7 молодых учителей качество преподавания пятерых ученики оценили как "среднее" и двоих как "низкое".
Педагоги в возрасте от 30 до 55 лет поделили между собой и средние, и низкие оценки.
Учительница пенсионного возраста получила от меня высокую оценку.
Кстати, у одной из моих учениц в этом году сменилась учительница. Весь прошлый год она жаловалась, что информатики у них по сути нет - учительнице уже под 70 и она весь год болеет.
Все эти мои наблюдения, исследования к тому, что профессионалом можно стать в любом возрасте.
Так же как можно быть профессионалом до поры до времени, а потом перестать следить за тенденциями. Всё, что когда-то считалось высокими профессиональными навыками, со временем или устаревает, или обретает новые подходы и прочтения.
Автор: Тамара Щедренко, педагог дополнительного образования