ПФР отказал в выплате. На каких основаниях? Что делать, чтобы все-таки получить выплату, или все пропало? Разбираемся вместе, что нужно предпринять в том или ином случае.
ПФР отказал в выплате на ребенка: что делать?
Решение о выплате принимается в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления в ПФР. Если оно было положительным, то деньги будут перечислены заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.
Если в заявлении были ошибки или выявлены другие основания к отказу, то в течение отведенных 5 дней об этом сообщит ПФР (например, через личный кабинет на портале госуслуг, если обращение было через него). Неудобным моментом является то, что ПФР, высылая заявителю отказ, не обозначает в этом документе, по каким, собственно, причинам принято отрицательное решение о выплате.
Далее мы расскажем, что могло стать препятствием в получении выплаты и как подготовиться к повторной подаче заявления в различных случаях.
Как выяснить причину отказа в детском пособии
Но начнем с того, как точно выяснить, почему ПФР отказал:
- позвонить в территориальное подразделение ПФР по телефону горячей линии (номер можно найти на официальном сайте регионального подразделения или по этой ссылке);
- прийти непосредственно в отделение ПФР и обратиться в клиентскую службу за разъяснениями. Сразу можно будет заполнить новое заявление, а специалист ПФР его проверит на предмет ошибок;
- задать вопрос специалисту ПФР с помощью чат-бота;
- оставить электронное обращение в онлайн-приёмной. Этот сервис подразумевает также работу с персональными данными, но срок ответа может быть продолжительным – до 30 дней.
Если обращение непосредственно в ПФР не помогло, нужно направить жалобу на работу последнего через портал государственных услуг. Отказ также может быть оспорен в суде.
В случае, когда никакой информации от ПФР не поступало, а выплату так и не провели, заявителю следует самому проявить инициативу и связаться с ПФР (способы мы рассмотрели выше).
Заявление придется заполнять заново, ранее представленные документы не подлежат возврату и их придется опять подавать вместе с новым заявлением.
Возможные причины отказа
Почему ПФР отказал в выплате 10000 рублей на ребенка? Причин может быть множество, но все их можно объединить в такие категории:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- отсутствие у заявителя прав на получение данной выплаты;
- некорректные данные в заявлении: неверное указание ф.и.о., даты рождения, СНИЛС, номера актовой записи и других сведений;
- неверно указаны банковские реквизиты получателя;
- выплату уже получил другой родитель.
Важно! Если в документы закралась ошибка, их можно подать повторно, но нужно успеть до 01.11.2021.
Проверьте, есть ли у Вас право на получение выплаты
Единовременная выплата в размере 10 000 рублей к началу учебного года положена на детей, имеющих российское гражданство и возрасте :
- от 6 до 18 лет (для рожденных с 3 июля 2003 по 1 сентября 2015 года);
- от 18 до 23 лет (для рожденных с 3 июля 1998 по 2 июля 2003 года, имеющих ограничения по здоровью и обучающихся в школе или интернате) (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 396);
- Дети школьного возраста от 6 до 18 лет получат эту выплату независимо от того, учатся они в школе или нет.
При этом родители, опекуны или попечители ребенка являются гражданами РФ и постоянно проживают в России, дети тоже должны иметь российское гражданство.
Таким образом, если у кого-то (родителей и/ или детей) нет гражданства РФ или возраст ребенка не соответствует, то в выплате откажут.
Не имеют права на получение выплаты граждане, лишенные родительских прав или ограниченные в них.
Какие банковские реквизиты указать?
Для получения выплаты нужно прописать в заявлении:
- номер банковского счёта;
- БИК;
- номер корреспондентского счёта банка.
Реквизиты банковского счёта карты можно посмотреть в интернет-банке, узнать в офисе банка или через банкомат. Важно понимать, что номер карты (написан прямо на карте) и номер счета карты – это разные банковские реквизиты, и для получения выплаты нужен именно счет.
Если ПФР отказал в выплате 10000 на ребенка из-за неверно указанных реквизитов, то это не проблема: нужно заново заполнить заявление и направить его через госуслуги или непосредственно в Пенсионном фонде.
При этом подать новое заявление можно будет только после того, как первоначальное будет рассмотрено и заявителю направят отказ.
Кто может обратиться за выплатой
Заявление имеет право подать любой из родителей, не лишенный родительских прав и не ограниченный в них. В случае, если за выплатой обратятся оба родителя, то деньги перечислят тому, чье заявление поступило первым. Второму в таком случае будет отказано.
При этом граждане от 18 до 23 лет с ограниченными возможностями по здоровью или с инвалидностью (обучающиеся в интернате или школе) могут и сами подать заявление через госуслуги. Соответственно, в этом случае их законные представители после подачи заявления перечисления не получат.
Если в заявлении неверно указаны данные ребенка
В заявление могут быть внесены данные с ошибкой: неверные ФИО ребенка, дата рождения, неверный номер актовой записи о рождении (часто ошибочно указывают номер бланка) и др., и по заявлению придет отказ.
Фамилию, имя и отчество ребенка обязательно указывать так, как написано в документе. Особое внимание нужно обратить на буквы «е» и «ё», «и» и «й» - переписываем информацию в точном соответствии со свидетельством о рождении.
И в этом случае требуется дождать официального отказа от ПФР и вновь направить заявление, уже без ошибок.
Кстати, прикладывать к заявлению справку о том, что ребенок в возрасте от 18 до 23 лет действительно еще учится, нет необходимости: ПФР сам запросит нужные сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
ПФР отказывает в выдаче материнского капитала
ПФР отказал в мат капитале. По каким причинам это могло произойти:
- у заявителя отсутствует право на получение такой меры господдержки;
- у заявителя прекращены права на получение сертификата маткапитала;
- заявитель предоставил недостоверные сведения (в т. ч. об очередности рождения или усыновления детей, о гражданстве ребенка и др.);
- заявитель уже использовал средства материнского капитала в полном объеме.
Как понять, что в маткапитале отказали?
Напомним, что сейчас сертификат можно получить двумя путями:
- в беззаявительном порядке – с 15.04.2020 г. ПФР автоматически после получения из ЗАГСа сведений о рождении ребенка оформляет сертификат и высылает его в электронной версии в личный кабинет получателя на портале госуслуг;
- в заявительном порядке – после подачи заявления лицом, усыновившим ребенка.
Срок предоставления госуслуги – 15 календарных дней с момента поступления в ПФР сведений из ЗАГС. Соответственно, нужно подождать в течение этого времени прежде чем подавать заявление через портал (для лиц, кому сертификат должен быть предоставлен в беззаявительном порядке). Лица, подавшие заявления, ожидают официального решения в течение этого же срока.
Что делать, если ПФР отказал в выплате материнского капитала
Если гражданину отказали в выдаче сертификата маткапитала, то прежде всего нужно внимательно ознакомиться с решением об отказе и обратиться за разъяснениями причин в ПФР любым из возможных способов, которые мы уже обозначали выше:
- звонок в ПФР;
- очное посещение клиентской службы ПФР;
- использование чат-бота;
- обращение через онлайн-приемную.
Если после консультации в ПФР у гражданина сформируется понимание, что фактические причины отказа не соответствуют действительности и не могут быть причиной для него, то гражданин имеет право подать жалобу. Последнюю следует направить в вышестоящий орган ПФР или в суд общей юрисдикции в последующем, что если ПФР будет бездействовать или его ответ на жалобу не удовлетворит заявителя.
В настоящий момент подать досудебную жалобу на ПФР можно на портале госуслуг по данной ссылке.
Отметим, что воспользоваться этой опцией можно не только в случае отказа в выдаче сертификата, но и при других нарушениях регламента, в т.ч.:
- нарушение сроков предоставления услуги;
- нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
- отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
- отказ в приеме документов;
- требование дополнительной платы;
- требование дополнительных документов.
Если же ошибки допустил сам заявитель, и они подлежат исправлению, то заявление нужно будет подавать заново с приложением документов (уже поданные документы по регламенту возврату не подлежат).
ПФР отказал в распоряжении материнским капиталом
Может ли ПФР отказать в распоряжении средствами материнского капитала уже после того, как сертификат был выдан? Да, такое возможно в следующих ситуациях:
- получатель сертификата умер или его признали умершим;
- получателя сертификата лишили родительских прав на ребенка;
- получателем сертификата против детей совершено умышленное преступление;
- отменено усыновление или удочерение;
- заявление заполнено с ошибками;
- цель использования средств не соответствует разрешенным законом;
- заявитель запросил сумму, превышающую размер маткапитала;
- приобретаемое жилье не соответствует предписаниям закона;
- банк, выбранный для кредитования при покупке недвижимости с использованием материнского капитала, не соответствует требованиям закона.
Так или иначе, распоряжение средствами маткапитала происходит на основании заявления. Если отказ придет из-за ошибок в данных, нужно будет направить новое, данные в котором скорректированы.
Если жилье или банк выбран не в соответствии с предписаниями, необходимо найти новые.
Обжаловать решение об отказе можно в вышестоящий орган ПФР или через суд.
Сегодня мы ответили на распространенные вопросы о том, почему ПФР мог отказать в той или иной выплате и как заявителям при этом следует поступить. Если отказ связан исключительно с ошибками в данных, то имеется возможность заново подать заявление. Если же заявитель не согласен с основаниями отказа, то он сможет обжаловать решение в вышестоящий орган ПФР или в суд.
Источники: Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 396 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей"