Любители всяких диковинок, конечно, существовали в разные времена, но все-таки, только в такую эпоху, когда человеческое познание вышло на рельсы рационализма, и когда природа перестала казаться мистической, появились коллекционеры, которые собирали и пытались систематизировать разные удивительные для них вещи. Ведь раньше как было — увидят что-то необычное, а объяснение одно: чего только бог не создал. Но с развитием рационального знания подобное объяснение уже не удовлетворяло пытливые умы. Им хотелось заполучить странную вещь и изучить ее, а также делиться своим удивлением с другими.
Доподлинно известно, что уже в XVI веке подобные собрания уже существовали. Есть книга того периода, в которой описывается Wunderkammer (то есть «комната чудес») некоего богатого семейства Циммернов. Известно также, что подобная комната редкостей была и у герцога Баварского. Собрать его герцогу помогал Самюэль ван Кичеберг, который потом написал руководство по подобным домашним музеям — как собирать коллекцию, как их хранить и показывать.
У Кичеберга же мы видим и первую попытку классификации экспонатов. Он предлагал делить их на те, что сделаны человеком, на природные объекты, на научные инструменты, на то, что привезено из экзотических стран и то, что не подпадает ни под одну из этих категорий.
Как видим, в этих кабинетах редкостей была полная мешанина всевозможной всячины. Главный критерий, по которому предметы попадали в коллекцию — способность чем-то удивить. Если предмет вызывал любопытство своим видом, редкостью или непонятностью, ему был прямой путь в вундеркамеру. Их собиратели, несомненно, обладали пытливым умом и живой любознательностью. В их представлении мир был полон загадок и удивительных открытий. Притом эти люди верили, что разум способен раскрыть тайны и найти любой диковине свое место в системе мира.
Интерес к коллекционированию странных предметов сильно вырос благодаря Великим географическим открытиям, которые позволили европейцам попасть в самые отдаленные места планеты. А там чего только не было!
Знакомство с многообразием мира и встреча с самыми разными обычаями, нравами, с разной культурой расширяли кругозор европейцев, и уже было ясно, что привычные объяснения мироустройства не могут удовлетворять наиболее пытливых из них. Богатые люди тогда были и наиболее образованным сословием, кроме того, они имели возможности для сбора коллекций. Так что именно в домах знати появились первые кабинеты редкостей, этакие домашние #музеи , куда пускали только проверенных посетителей, то есть личных гостей.
Притом не все коллекционеры собирали всякую всячину, некоторые делал вполне тематические собрания. Например, итальянский аристократ Ферранте Императо, увлекавшийся фармацевтикой, создал кабинет редкостей, в которой было до 35 тысяч образцов растений, животных и минералов.
Как выглядел его музей, мы можем видеть на гравюре, которая украшала фронтиспис каталога, выпущенного им в 1599 году. Весьма рационально использовано пространство: экспонаты находятся даже на потолке. там же висит, кстати, огромное чучело крокодила. Также в комнате много шкафов и полок, где, будьте уверены, по строгой классификации расположены всевозможные представители флоры и фауны.
Однако подобных кунсткамер с научным уклоном в начале развития этого дела было все же немного. Большинство собраний представляли собой довольно хаотичное сборище всевозможных предметов, а их владельцы не пытались изучать их, целью было только вызвать удивление посетителей. Притом многие предметы, суть которых была непонятна, считались мистическими, им находили объяснение в мифах. Например, демонстрировали рог единорога (на самом деле — носорога или нарвала). Но, в любом случае, кабинеты редкостей были любопытным явлением и стали предтечей современных музеев.
#культура #история #искусство #артефакты
Читайте еще на моем канале:
Какой смысл я вижу в картине Брейгеля "Охотники на снегу"
Расшифруют ли когда-нибудь таинственную рукопись Войнича?