Тонировка, поддон картера, сигнализация и коврики за 500 тысяч рублей. За что накручивают ценник в автосалонах?
Сколько раз вы слышали фразу «коронавирус внёс свои коррективы»? Наверное, очень много. Поэтому в этом материале мы используем её только в начале, чтобы вы поняли, что произошло с автомобильным рынком в мире и, в частности, в России. Так вот, коронавирус внёс свои коррективы. Отлично, с этим разобрались, теперь едем дальше. А точнее, откатываемся назад, на два года, чтобы понять полноту картины. Заранее скажем, что всё, что вы прочитаете, автор испытал на себе.
Два года назад: на дворе 2019 год, о глобальной пандемии мы слышали только в фильмах, а о дефиците помнят только те, кто жил в Советском Союзе. Мы же с вами - беззаботное поколение, которое существует в прекрасной России будущего. Автомобилей у нас навалом и в автосалонах, и на вторичном рынке. Причём вторичка переполнена предложениями и каждый день там появляются стоящие варианты. Раздолье для перекупов и для тех, кто хочет купить себе машинку подешевле, но при этом качественную. А в автосалонах машины есть в наличии самых разных комплектаций. Ждать нужно, только если вы заказываете под себя. Вам с удовольствием продадут автомобиль с тест-драйва, потому что может приехать новый.
Кстати, стоит отметить, что мы в той части 2019 года, в которой скоро новый год, а это значит время подарков. Многие присматривают себе под новый год новую машину. Россияне исключением не стали и начали откладывать деньги заранее. А дальше вы всё знаете. Заводы по всему миру закрываются, поставки машин прекращаются, последние экземпляры из автосалонов скупаются и рынок новых машин пустеет целиком и полностью. Люди сидят дома со своими деньгами на новенький автомобиль, но потратить их не могут.
А дальше нас всех выпускают из дома и мы идём за новым автомобилем. Но только вот заводы до сих пор не начали работать. А те, что начали, работают не в полную силу, с половиной сотрудников. Грубо говоря, нарисовалась такая картина: с конвейера выходит 100 новеньких автомобилей, на них тут же налетают официальные дилеры, высокий спрос рождает высокую цену, дилеры переплачивают, но покупают. Дальше машина приезжает в автосалон, где за ней уже выстроилась очередь из миллиона желающих. А как мы уже выяснили, высокий спрос рождает высокую цену, так что дилер взвинчивает стоимость, накидывая допы, в итоге покупатель уезжает на новой Ладе Веста за полтора миллиона. А ведь два года назад для нас это казалось чем-то невероятным.
Даже сегодня, когда уже мы дышим полной грудью через маски и ходим куда хотим с QR-кодом, всё равно сложно купить новый автомобиль. АвтоВАЗ, например, за отсутствием ряда электронных компонентов приостановил производство моделей Ларгус, XRay, Sandero и Logan. Остановка была на два дня, с 13 по 15 октября, но это работает как эффект бабочки - всё превращается в огромнейший дефицит. А с в 18 по 20 октября в Тольятти приостановят работу сразу двух производственных линий - №1 (Lada Largus, Lada XRay, Renault Sandero, Renault Logan) и №5 (Lada Granta).
Всё это говорит о том, что до официальных дилеров снова не доедет большая часть автомобилей. Это приведёт к тому, что очередь за машинами вырастет в разы, а вместе с очередью вырастет и стоимость допов, которые накручивает дилер. А накручивают их они на 400-500 тысяч рублей. И это на машины бюджетного сегмента - что происходит в премиум-сегменте, даже представить страшно. За новенький двухсотый «крузак» вы переплатите более миллиона.
Редакция KazanFirst в лице автора сама столкнулась с такой проблемой. Желание купить новый автомобиль росло всё больше и больше. Старый уже продан, поэтому нужно было искать быстрее. Что по итогу? По итогу в ТТС была куплена KIA Cerato за 1,8 миллиона рублей. Рекомендованная розничная цена (далее: РРЦ) на этот автомобиль – 1,4 миллиона. За что были уплачены 400 тысяч? За тонировку, поддон картера, коврики, сигнализацию, сеточку радиатора и зимнюю резину. Сколько это стоит на самом деле? Тысяч 100 максимум - с хорошей резиной и если поддон картера будет устанавливать лично Льюис Хэмилтон.
Возможно ли отказаться от этих допов и купить автомобиль по РРЦ? Один из лучших автоюристов Татарстана Илья Мощенко помог нам выяснить, возможно ли сегодня уехать из автосалона, не переплачивая за свою машину.
- Для начала нужно отметить, что мы живём сейчас в свободном обществе, в котором есть законодательство, защищающее рыночные механизмы торговли, то есть экономики и рыночных отношений. С одной стороны, есть такое понятие, как свобода договора, то есть все свободны в заключении договора, никто не имеет права навязывать его заключение. С другой стороны, есть такое понятие, как публичные договоры, в том числе купля-продажа автомобиля. То есть если автосалон сделал рекламу, что он продаёт автомобиль, то он должен продать его всем, кто к нему обратится.
По его словам, проблема всей нынешней ситуации в том, что автосалоны тоже не стояли на месте. Когда законодательство развивалось, они развивались вместе с ним и подстраивались под него. У них сильные юротделы, и они научились пользоваться рыночной экономикой и рыночными законами.
- Если мы говорим о РРЦ, то вы наверняка заметили, что ни один автосалон не пишет точную стоимость, они пишут «от такой-то суммы». А когда вы уже приходите в шоурум, то видите конечную стоимость, включая допоборудование. Автосалоны практически не зарабатывают на самой машине - там фиксированная сумма заработка от продажи. Они зарабатывают на допоборудовании, на различных работах с этим автомобилем - на этом салоны и делают всю свою маржинальность. У них допоборудование может быть установлено по любой цене, и здесь уже стоит вопрос «не хочешь - не покупай». Насильно вас не имеют права заставить купить автомобиль с допоборудованием, - рассказывает Илья Мощенко.
Как отмечает опытный юрист, во всей этой схеме есть одна лазейка, но воспользоваться ей крайне сложно. По словам Ильи Мощенко, дилеры не отстают от развития законодательства и с лёгкостью могут выстраивать свою работу всё так же невыгодно для потребителя и всё так же законно. Что это за лазейка и как ей воспользоваться?
- Есть несколько лазеек в этой схеме, но они не подходят для большинства граждан. Одна из них - это позаниматься так называемым «потребительским терроризмом». То есть воспользоваться тем, что не всегда автосалоны в силу своей громоздкости успевают реагировать на различные заявления своих потребителей. Нужно обратиться с заявлением о заключении публичного договора, указать, какой требуется автомобиль, в какие сроки. Если в этот срок не поступило ответа на ваш запрос, то вы уже обращаетесь в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении ваших прав, вас признают потерпевшим, и на основании этого вы уже идёте в суд и требуете заключить договор. Схема сработает, если дилер в суде не сможет доказать, что у него отсутствовал нужный автомобиль. Но это очень сложная схема в плане того, что это практически нереально провернуть без профессионального автоюриста, - отметил собеседник.
Наверное, такова реальность. Возвращаемся к началу и вспоминаем заезженную фразу про коронавирус, которую обещали больше не использовать. Придется забыть про РРЦ. А если вы до сих пор не готовы платить за допоборудование, то вставайте в очередь.
- На сегодняшний день практически невозможно уехать из автосалона на машине, которую вы приобрели по РРЦ, без допов. Я общался и с покупателями, и с продавцами на эту тему, я знаю мнение и тех, и тех, - рассказал Мощенко. - Слишком большой спрос при слишком маленьком предложении. Ценник выставлен - покупайте. Не хотите? Тогда не занимайте очередь, там человек пришёл, а он готов и с допоборудованием купить. Если раньше можно было и скидки требовать, то сейчас об этом даже говорить не приходится.
Но ведь это беспредел! Накручивать такие суммы поверх цены – это уже слишком. Сто тысяч рублей ещё можно понять, но 400 тысяч, полмиллиона, миллион… Однако и это законно - дилер может устанавливать любую сумму за допы, которую захочет. Это тоже закреплено законодательно.
- Это не монополия, мы имеем несколько игроков на рынке, которые конкурируют, и говорить о картельном сговоре или о диктовании цены не приходится. Завышенная стоимость? Ну что ж, опять же возвращаемся к добровольному договору, всем предлагается автомобиль за определённую стоимость. Неважно, кто вы, абсолютно всем предлагается автомобиль за такую сумму, и это право дилера. Есть закон о защите прав потребителей, статья шестнадцатая. Она запрещает как раз-таки включать в договор о покупке одной вещи условие приобрести другую вещь. Но автомобиль – комплексная вещь. То есть у неё есть особенность – она ездит, и всё, что на неё навешано, это часть автомобиля, это не другая вещь, - отметил собеседник.
Например, если вы приобретаете автомобиль и вас просят приобрести гараж – это будут две разные вещи. Но если автомобиль и тонировку, то это просто особенность конкретной модели.
- Вторая лазейка для покупки автомобиля по РРЦ заключается в том, что если вам повезёт и вы увидите на сайте дилера автомобиль в определённой комплектации, в определённом цвете, с vin-номерами за определённую сумму, то тогда вы можете, предварительно завизировав объявление у нотариуса, требовать заключения договора именно по такой цене. Но сейчас дилеры практически так не делают, - отметил Илья Мощенко.
В нашем мире цены на всё растут не по дням, а по часам, и автомобили не стали исключением. В автосалонах вы либо переплачиваете практически половину стоимости машины, либо стоите в очередях по полгода, чтобы купить то, что хотите. От этого никуда не деться. Без очередей и допов только на вторичном рынке, но и там много подводных камней. Да и вторичный рынок автомобилей - это уже тема для отдельного материала. Если вам интересно, как купить качественный и надёжный автомобиль на вторичном рынке, то пишите в комментариях, мы поговорим с экспертами и сами постараемся найти хорошее авто на вторичке.