Найти тему
Новости Татарстана

Покупка авто в ковидном мире: полцены за ненужные допы или полгода в очереди

KazanFirst
KazanFirst

Тонировка, поддон картера, сигнализация и коврики за 500 тысяч рублей. За что накручивают ценник в автосалонах?

Сколько раз вы слышали фразу «коронавирус внёс свои коррективы»? Наверное, очень много. Поэтому в этом материале мы используем её только в начале, чтобы вы поняли, что произошло с автомобильным рынком в мире и, в частности, в России. Так вот, коронавирус внёс свои коррективы. Отлично, с этим разобрались, теперь едем дальше. А точнее, откатываемся назад, на два года, чтобы понять полноту картины. Заранее скажем, что всё, что вы прочитаете, автор испытал на себе.

Два года назад: на дворе 2019 год, о глобальной пандемии мы слышали только в фильмах, а о дефиците помнят только те, кто жил в Советском Союзе. Мы же с вами - беззаботное поколение, которое существует в прекрасной России будущего. Автомобилей у нас навалом и в автосалонах, и на вторичном рынке. Причём вторичка переполнена предложениями и каждый день там появляются стоящие варианты. Раздолье для перекупов и для тех, кто хочет купить себе машинку подешевле, но при этом качественную. А в автосалонах машины есть в наличии самых разных комплектаций. Ждать нужно, только если вы заказываете под себя. Вам с удовольствием продадут автомобиль с тест-драйва, потому что может приехать новый.

Кстати, стоит отметить, что мы в той части 2019 года, в которой скоро новый год, а это значит время подарков. Многие присматривают себе под новый год новую машину. Россияне исключением не стали и начали откладывать деньги заранее. А дальше вы всё знаете. Заводы по всему миру закрываются, поставки машин прекращаются, последние экземпляры из автосалонов скупаются и рынок новых машин пустеет целиком и полностью. Люди сидят дома со своими деньгами на новенький автомобиль, но потратить их не могут.

А дальше нас всех выпускают из дома и мы идём за новым автомобилем. Но только вот заводы до сих пор не начали работать. А те, что начали, работают не в полную силу, с половиной сотрудников. Грубо говоря, нарисовалась такая картина: с конвейера выходит 100 новеньких автомобилей, на них тут же налетают официальные дилеры, высокий спрос рождает высокую цену, дилеры переплачивают, но покупают. Дальше машина приезжает в автосалон, где за ней уже выстроилась очередь из миллиона желающих. А как мы уже выяснили, высокий спрос рождает высокую цену, так что дилер взвинчивает стоимость, накидывая допы, в итоге покупатель уезжает на новой Ладе Веста за полтора миллиона. А ведь два года назад для нас это казалось чем-то невероятным.

KazanFirst
KazanFirst

Даже сегодня, когда уже мы дышим полной грудью через маски и ходим куда хотим с QR-кодом, всё равно сложно купить новый автомобиль. АвтоВАЗ, например, за отсутствием ряда электронных компонентов приостановил производство моделей Ларгус, XRay, Sandero и Logan. Остановка была на два дня, с 13 по 15 октября, но это работает как эффект бабочки - всё превращается в огромнейший дефицит. А с в 18 по 20 октября в Тольятти приостановят работу сразу двух производственных линий - №1 (Lada Largus, Lada XRay, Renault Sandero, Renault Logan) и №5 (Lada Granta).

Всё это говорит о том, что до официальных дилеров снова не доедет большая часть автомобилей. Это приведёт к тому, что очередь за машинами вырастет в разы, а вместе с очередью вырастет и стоимость допов, которые накручивает дилер. А накручивают их они на 400-500 тысяч рублей. И это на машины бюджетного сегмента - что происходит в премиум-сегменте, даже представить страшно. За новенький двухсотый «крузак» вы переплатите более миллиона.

Редакция KazanFirst в лице автора сама столкнулась с такой проблемой. Желание купить новый автомобиль росло всё больше и больше. Старый уже продан, поэтому нужно было искать быстрее. Что по итогу? По итогу в ТТС была куплена KIA Cerato за 1,8 миллиона рублей. Рекомендованная розничная цена (далее: РРЦ) на этот автомобиль – 1,4 миллиона. За что были уплачены 400 тысяч? За тонировку, поддон картера, коврики, сигнализацию, сеточку радиатора и зимнюю резину. Сколько это стоит на самом деле? Тысяч 100 максимум - с хорошей резиной и если поддон картера будет устанавливать лично Льюис Хэмилтон.

KazanFirst
KazanFirst

Возможно ли отказаться от этих допов и купить автомобиль по РРЦ? Один из лучших автоюристов Татарстана Илья Мощенко помог нам выяснить, возможно ли сегодня уехать из автосалона, не переплачивая за свою машину.

- Для начала нужно отметить, что мы живём сейчас в свободном обществе, в котором есть законодательство, защищающее рыночные механизмы торговли, то есть экономики и рыночных отношений. С одной стороны, есть такое понятие, как свобода договора, то есть все свободны в заключении договора, никто не имеет права навязывать его заключение. С другой стороны, есть такое понятие, как публичные договоры, в том числе купля-продажа автомобиля. То есть если автосалон сделал рекламу, что он продаёт автомобиль, то он должен продать его всем, кто к нему обратится.

По его словам, проблема всей нынешней ситуации в том, что автосалоны тоже не стояли на месте. Когда законодательство развивалось, они развивались вместе с ним и подстраивались под него. У них сильные юротделы, и они научились пользоваться рыночной экономикой и рыночными законами.

- Если мы говорим о РРЦ, то вы наверняка заметили, что ни один автосалон не пишет точную стоимость, они пишут «от такой-то суммы». А когда вы уже приходите в шоурум, то видите конечную стоимость, включая допоборудование. Автосалоны практически не зарабатывают на самой машине - там фиксированная сумма заработка от продажи. Они зарабатывают на допоборудовании, на различных работах с этим автомобилем - на этом салоны и делают всю свою маржинальность. У них допоборудование может быть установлено по любой цене, и здесь уже стоит вопрос «не хочешь - не покупай». Насильно вас не имеют права заставить купить автомобиль с допоборудованием, - рассказывает Илья Мощенко.
KazanFirst
KazanFirst

Как отмечает опытный юрист, во всей этой схеме есть одна лазейка, но воспользоваться ей крайне сложно. По словам Ильи Мощенко, дилеры не отстают от развития законодательства и с лёгкостью могут выстраивать свою работу всё так же невыгодно для потребителя и всё так же законно. Что это за лазейка и как ей воспользоваться?

- Есть несколько лазеек в этой схеме, но они не подходят для большинства граждан. Одна из них - это позаниматься так называемым «потребительским терроризмом». То есть воспользоваться тем, что не всегда автосалоны в силу своей громоздкости успевают реагировать на различные заявления своих потребителей. Нужно обратиться с заявлением о заключении публичного  договора, указать, какой требуется автомобиль, в какие сроки. Если в этот срок не поступило ответа на ваш запрос, то вы уже обращаетесь в Роспотребнадзор с заявлением о нарушении ваших прав, вас признают потерпевшим, и на основании этого вы уже идёте в суд и требуете заключить договор. Схема сработает, если дилер в суде не сможет доказать, что у него отсутствовал нужный автомобиль. Но это очень сложная схема в плане того, что это практически нереально провернуть без профессионального автоюриста, - отметил собеседник.
KazanFirst
KazanFirst

Наверное, такова реальность. Возвращаемся к началу и вспоминаем заезженную фразу про коронавирус, которую обещали больше не использовать. Придется забыть про РРЦ. А если вы до сих пор не готовы платить за допоборудование, то вставайте в очередь.

- На сегодняшний день практически невозможно уехать из автосалона на машине, которую вы приобрели по РРЦ, без допов. Я общался и с покупателями, и с продавцами на эту тему, я знаю мнение и тех, и тех, - рассказал Мощенко. - Слишком большой спрос при слишком маленьком предложении. Ценник выставлен - покупайте. Не хотите? Тогда не занимайте очередь, там человек пришёл, а он готов и с допоборудованием купить. Если раньше можно было и скидки требовать, то сейчас об этом даже говорить не приходится.
KazanFirst
KazanFirst

Но ведь это беспредел! Накручивать такие суммы поверх цены – это уже слишком. Сто тысяч рублей ещё можно понять, но 400 тысяч, полмиллиона, миллион… Однако и это законно - дилер может устанавливать любую сумму за допы, которую захочет. Это тоже закреплено законодательно.

- Это не монополия, мы имеем несколько игроков на рынке, которые конкурируют, и говорить о картельном сговоре или о диктовании цены не приходится. Завышенная стоимость? Ну что ж, опять же возвращаемся к добровольному договору, всем предлагается автомобиль за определённую стоимость. Неважно, кто вы, абсолютно всем предлагается автомобиль за такую сумму, и это право дилера. Есть закон о защите прав потребителей, статья шестнадцатая. Она запрещает как раз-таки включать в договор о покупке одной вещи условие приобрести другую вещь. Но автомобиль – комплексная вещь. То есть у неё есть особенность – она ездит, и всё, что на неё навешано, это часть автомобиля, это не другая вещь, - отметил собеседник.

Например, если вы приобретаете автомобиль и вас просят приобрести гараж – это будут две разные вещи. Но если автомобиль и тонировку, то это просто особенность конкретной модели.

- Вторая лазейка для покупки автомобиля по РРЦ заключается в том, что если вам повезёт и вы увидите на сайте дилера автомобиль в определённой комплектации, в определённом цвете, с vin-номерами за определённую сумму, то тогда вы можете, предварительно завизировав объявление у нотариуса, требовать заключения договора именно по такой цене. Но сейчас дилеры практически так не делают, - отметил Илья Мощенко.
KazanFirst
KazanFirst

В нашем мире цены на всё растут не по дням, а по часам, и автомобили не стали исключением. В автосалонах вы либо переплачиваете практически половину стоимости машины, либо стоите в очередях по полгода, чтобы купить то, что хотите. От этого никуда не деться. Без очередей и допов только на вторичном рынке, но и там много подводных камней. Да и вторичный рынок автомобилей - это уже тема для отдельного материала. Если вам интересно, как купить качественный и надёжный автомобиль на вторичном рынке, то пишите в комментариях, мы поговорим с экспертами и сами постараемся найти хорошее авто на вторичке.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц