Люди любят отправлять открытки. Чем больше людей – тем больше открыток. Чем больше открыток – тем больше прибыль издательств. Нет ничего удивительного, что крупные типографии стараются не упустить талантливых авторов. Один из них – это Хаим Гольдберг, взявший себе псевдоним Аггей (Хаггай).
Гольдберг родился в 1888 (по другим данным 1890) году в польском городе Луков (Лукув). Тогда это была территория Российской империи. За свою жизнь Гольдберг занимался разными вещами: дизайном, фотографией, иллюстрацией, писал прозу и стихи на идиш и иврите.
Гольдберг создавал открытки к большим еврейским праздникам, но не обходил стороной и бытовые сюжеты. Например, он сделал серию, посвященную еврейским ремеслам.
Гольдберг сперва учился в иешиве. Когда у мальчика проявились художественные способности, его отправили в Германию. Гольдберг вернулся в Польшу незадолго до Первой Мировой войны. Поселился в столичной Варшаве. Способного молодого человека заметили и позвали в издательство «Иегудия».
Открытки пользовались популярностью, и несколько крупных типографий крепко конкурировали за внимание и кошельки потенциальных покупателей.Талантливый автор был сильным преимуществом в этом соревновании.
Дополненная реальность
Гольдберг создавал открытки в два этапа. Сначала – фотография. Для этого в студии ставили необходимые декорации, подбирали одежду для статистов.
Второй этап – это графика.
На готовый снимок Гольдберг добавлял необходимые детали и короткий текст. Подпись на открытке с девушкой гласит: «Лети, робкая голубка, к моему возлюбленному, лети с самым дружеским приветом, передай ему мое верное благословение и мои горячие-горячие поцелуи».
Обычно открытки создавались в трех вариантах: в цвете, в сепии и черно-белыми.
Гольдберг создал свой уникальный стиль поздравительных открыток. Впрочем, он занимался не только почтовыми карточками. Под псевдонимом Аггей он с конца 1910-х создавал юмористические сборники и листовки к праздникам, иллюстрировал сказки и легенды.
В «ревущие двадцатые» Гольдебрг открыл собственную типографию в Варшаве и увлекся шрифтами. Он считал, что существующий ивритский шрифт не достаточно хорош и мешает чтению. Гольдберг пытался усовершенствовать начертание древних букв.
В 30-е годы Гольдберг основал Ассоциацию визуальных художников евреев в Польше.
Последние годы
Вторую Мировую войну Гольдберг встретил в Варшаве. Он смог бежать от фашистов в Белосток, куда в тот момент вошли советские части. В этом городе он занимался цинкографией.
В 1941 году оккупация догнала его. Талантливый художник и типограф был интернирован в белостокское гетто. На плаву помогала держаться его страсть – искусство. Чтобы выжить ему пришлось делать плакаты для юденрата. Но и это не помогло. В 1943 году Гольдберг погиб. Кто-то говорит, что это произошло в Белостоке, кто-то считает, что перед смертью его перевезли в лагерь в Треблинке.
Его жена Эстер работала в типографии и также погибла в Холокосте. Единственный сын Макс хотел продолжить славную династию и изучал ремесло своих родителей. Войну он не пережил – ушел в партизаны и погиб.
Мир восточно-европейского еврейства получил сильный удар в годы Холокоста, но традиция разрушенных штетлов живет. В этом есть толика заслуг художника Хаима Гольдберга из Лукова.