Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Смех, как оружие - уместно ли было смеяться в июне 1941 года?

Пожалуй, начни я нынче шутить о войне, меня не поймут. "Война народная, священная война" - как можно смеяться? Кощунство! Как можно шутить, когда горят села и города, когда гитлеровские звери рыщут по нашей земле? Но - да простят меня читатели, на одном высоком пафосе войну не выиграешь. Нельзя жить одной ненавистью пять военных лет. Никой человек этого не выдержит. Что-то такое точно знал Владимир Владимирович Маяковский, который, если бы дожил, точно бы включился в агитацию - едко, зло, смешно, как умел. (Я вот вижу здесь некоторое пророчество, кстати) Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.
"Так

Обложка журнала "Крокодил", 1941г., №12. рис. Л. Бродаты
Обложка журнала "Крокодил", 1941г., №12. рис. Л. Бродаты

Пожалуй, начни я нынче шутить о войне, меня не поймут. "Война народная, священная война" - как можно смеяться? Кощунство! Как можно шутить, когда горят села и города, когда гитлеровские звери рыщут по нашей земле? Но - да простят меня читатели, на одном высоком пафосе войну не выиграешь. Нельзя жить одной ненавистью пять военных лет. Никой человек этого не выдержит. Что-то такое точно знал Владимир Владимирович Маяковский, который, если бы дожил, точно бы включился в агитацию - едко, зло, смешно, как умел. (Я вот вижу здесь некоторое пророчество, кстати)

Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.
"Так, мол,
и так...
И до самых верхов
прошли
из рабочих нор мы:
в Союзе
Республик
пониманье стихов
выше
довоенной нормы..."

Смех - он человечен. В самом первом военном номере "Крокодила" писатель, сатирик и главный редактор журнала Григорий Рыклин написал статью, которая говорила о смехе в это совсем несмешное время. И смех был линией раздела между врагом - бесчеловечным убийцей и - человеком, сражающимся за свободу.

Фашисты хотят черных и цветных металлов? Ну, что ж! Сейчас они получат и сталь и свинец! "Крокодил", 1941, №12
Фашисты хотят черных и цветных металлов? Ну, что ж! Сейчас они получат и сталь и свинец! "Крокодил", 1941, №12

"Убийцы не умеют смеяться. Убийцы боятся смеха. У фашистской Германии смех запрещен. Он подрывает устои государства".

В Берлине пользуется успехом следующий маленький рассказ. Идет человек по улице и, ни к кому не обращаясь, произносит вслух слово «бандит». Его арестовывают по обвине­нию в оскорблении фюрера. — Знаем, знаем, кого, вы имели в виду,— сказали ему в полиции.

"На этом основании и смех объявлен крамо­лой. Раз кто-нибудь смеется, то «знаем, знаем, над кем смеетесь». Смех в гитлеровской Германии загнан в подполье. Но не уничтожен. Смех - убивает. Но смех нельзя убить. По городам Германии и оккупированных стран из уст в уста передаются анекдоты, ко­торые ярко показывают отношение населения к своим поработителям:

— Что такое беда?—спрашивает один немец другого. — Если Гитлер упадет с балкона,—это бе­да. — А что такое горе? — Если он при этом не разобьется,—это ropel..

Гитлер в советской пропаганде часто предстаёт как сумасшедший с манией величия - и как можно было считать его психически здоровым? "Крокодил", 1941г., №12
Гитлер в советской пропаганде часто предстаёт как сумасшедший с манией величия - и как можно было считать его психически здоровым? "Крокодил", 1941г., №12

Сейчас, пожалуй, моралистов смутит и мечта - одна на всю страну, про которую так сильно написал Владимир Санин в книге "Когда я был мальчишкой" - одной из моих любимых книг о войне:

"Как-то ночью я проснулся от маминого кашля. Тускло горела засиженная мухами голая лампочка. Мама собиралась на завод, кашляла и прикрывала рот рукой. Под глазами у неё чернели непроходящие круги. Мимо нас по коридору кто-то шёл — тяжёлые шаги подкованных сапог. Мама присела и долго провожала невидимые шаги глазами. Заметив, что я за ней наблюдаю, она сказала хрипло, срывающимся голосом:
— Я подумала — а вдруг это папа? Вошёл бы и засмеялся: «Эх вы, сони, проспали — Гитлера повесили, война окончилась!»
Никогда не слышал ничего прекраснее этой мечты.
О чем только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! (Плохая мечта — чужая беда.) Или: завком дал ордер маме на пальто или на ботинки. Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!
Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — Гитлера повесили, война окончилась!»
Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.

А Рыклин приводит анекдот, который, по его словам, в ходу в Германии, Бельгии, Чехословакии, Норвегии, Греции (а мы поверим автору):

Гитлер задает вопрос своему портрету, ви­сящему на стене: — Адольф, чем кончится война? Портрет отвечает:
— Мы с тобой переменимся местами. — То есть? — Меня снимут, а тебя повесят...

Советские антифашистские военные анекдоты, частушки, стихи - сколько же их будет в военных номерах "Крокодила"! Они разойдутся в народе, будут перерисованы и переписаны в "Боевых листках" и школьных, цеховых, ЖЭКовских стенгазетах, станут основой для фронтовой и не только самодеятельности... А в июне 1941 редакция публикует фольклор зарубежный:

Беседуют два старых чеха. Один из них произносит фразу «Слава богу!» Другой его немедленно поправил: — Теперь приказано говорить не «слава богу», а «слава Гитлеру». —• А если Гитлер умрет? — Вот тогда и скажем: слава богу...

А источником анекдота «рецепт для излечения Гитлера от его болезней» названа Австрия:

Гитлер как-то заболел. Пригласили много врачей, но все безрезультатно: болезнь усили­валась. Тогда вызвали одного знаменитого врача из Вены. Тот, выслушав больного, ска­зал:
— Лечить надо только купаньем.
— Как именно?
— Больного следует два раза окунуть в глубокий водоем, но вынуть только один раз...
"Прививка против бешенства", рис. К. Елисеева
"Прививка против бешенства", рис. К. Елисеева

Пропаганда - трескучая, навязчивая, прямолинейная вызывала недоверие. И вот анекдот, представляемый читателям, как немецкий:

Новобранцам офицер говорит:
— Помните, что ваш отец—это Гитлер, а ваша мать —фашистская Германия. Новобранцы, когда офицер отошел, воскликнули:
— Как бы мы хотели остаться круглыми сиротами!

"Фашизм—это война. Фашизм—это мрак. Фа­шизм—это голод. Голодные демонстрации проходят в эти дни в Бельгии, Дании, Норвегии. Нищ и опустошен германский народ".

В школе фашист-учитель говорит ученикам: — Наши дела, ребята, идут как по маслу. Дети всполошились: — А что такое масло, герр учитель?

"Смех — острое оружие. Потому что он от­ражает настроение народов. А это настрое­ние — против Гитлера и его приспешников, против фашистов".

Пожалуй, те, кто учил историю в школе, скажут, что смеяться-то было не над чем. Вспомнят отступление советских войск, вспомнят то, что приграничные бои были в это время героическими, но оборонительными... Не получилось так, как пелось о войны:

Мы войны не хотим, но себя защитим,
оборону крепим мы не даром,
и на вражьей земле мы врага разгромим
малой кровью, могучим ударом!
А эта карикатура "Из сводки германского штаба" -  "Наши войска тесно сомкнутыми рядами вступили в Киев" Бориса Ефимова оказалась преждевременной... Немцы войдут в Киев 19 сентября 1941 и отступят  только 6 ноября 1943.
А эта карикатура "Из сводки германского штаба" - "Наши войска тесно сомкнутыми рядами вступили в Киев" Бориса Ефимова оказалась преждевременной... Немцы войдут в Киев 19 сентября 1941 и отступят только 6 ноября 1943.

Но юмор, шутка, песня, карикатура - всё это давало надежду. Давало силу, психологическую разрядку, уверенность в том, что наше дело - правое. Пока человек смеётся - он не сломлен. Пока смеётся народ - он жив.

Сентябрь 1941 - очень важно было верить в победу.
Сентябрь 1941 - очень важно было верить в победу.

А вы - как вы считаете, как вы думаете и чувствуете - можно ли смеяться во время войны? О войне? Над войной? Комментируйте и подписывайтесь на Чердак Умной Эльзы, где порой можно встретить и смешное, и страшное...

#ссср #советская карикатура #крокодил #юмор #великая отечественная война #анекдоты о войне