Надо ли заниматься развитием ребёнка до школы, или лучше довериться естественному процессу? Начало здесь. Я работаю воспитателем, и мне хочется не просто проводить с детьми свои рабочие часы, но и чему-то их научить.
Много лет назад, моя приятельница уехала в Германию. Её дочь пошла в обычную немецкую школу. Через некоторое время она поинтересовалась у учительницы, есть ли какие-то трудности у ребёнка, может быть следует дома позаниматься, подтянуть...
Нет! Ни в коем случае! Никаких дополнительных заданий и занятий! Ребёнок должен учиться так как может.
Тогда мы очень бурно обсуждали и осуждали европейскую систему образования!
Что значит "Как может"? И как это не помогать?
Мы же привыкли, что в наших школах есть продлёнки и факультативы. С отстающими учениками занимаются индивидуально, и даже родителей в школу вызывают, если ребёнок плохо учится!
А у них что же? Просто дают знания и наблюдают, как дети самостоятельно их усваивают! Способен к самообучаемости? Хорошо иди дальше. А если нет, то никто помогать и подтягивать не станет, переведут в другой класс, где такие же непонятливые, и программа для них другая, примитивная. С детства определяют кому быть образованным, а кому в дворники идти?
И вот, спустя двадцать лет, мы переходим на обновлённую программу воспитания и обучения. Начиная с детского сада. Ничему не учим, не развиваем, не навязываем, и не заставляем! Даже не воспитываем! Только играем! Ну и в игре показываем, рассказываем, направляем и наблюдаем! Мы должны предложить, заинтересовать, увлечь, каждого воспитанника, но не заставлять!
Хочет ребёнок прыгать целый день, пусть прыгает. Хочет машинки катать, пусть катает! Смотрим и не мешаем, потому что ребёнок имеет право на своё понимание мира!
Не могу согласиться с такой программой!
Во-первых, потому что у нас нет условий для того, чтобы тридцать детей в группе делали то, что им нравится.
Во-вторых, считаю, что иногда строгость, и даже жесткие ограничения, помогают направить развитие ребёнка в правильном направлении.
Несколько лет назад у меня был воспитанник Никита, весёлый непоседа, похожий на гномика Васю из старого мультфильма. В четыре года он не знал цвета, рисовать не хотел, лепить ему было неинтересно. Он любил только бегать, прыгать, а ещё умел хитрить!
- Никита, поставь красный кубик на красный стол.
Никита шёпотом:
- Аня, Ань, а где красный?
И обращается именно к Анечке, потому что она хорошо знает все цвета.
А к пяти годам, если на занятиях предстояла работа с карточками, он садился с Ариной. На воспитателя не смотрел, просто всё повторял за девочкой. На любой вопрос воспитателя он искал ответ в подсказках детей. Просто повторял то, что услышит.
Многие видели в этом нездоровую наследственность. Мама родила его в 17 лет, оставила со своими не очень благополучными родителями и поехала учиться. А после учёбы осталась работать в другом городе. Так что о развитии малыша особо никто не думал. Утром в детский сад отвели, вечером забрали. Не глядя. Главное, что живой и здоровый! Ссадины и синяки, если и бывали, на них никто не обращал внимания. И если после садика он не играл во дворе, то сидел с бабушкиным телефоном. Рекомендации воспитателей бабушка комментировала смехом:
- Ой, да у нас все с двойки на тройку учились, и ничего, выросли! И с него толку не будет. Не обращайте внимания! Не всем же быть умными, кому-то и туалеты мыть надо! Ха-ха!!!
"Не было бы счастья..."
Говорит народная мудрость, и не зря.
Аппендиtsит проблема серьёзная в любом возрасте. С Никитой это случилось в пять лет. Пришлось молодой маме забрать сына к себе, на целый месяц. Как они проводили время, мы не знаем, но вернулся к нам совершенно другой ребёнок.
Мальчик по-прежнему был смешливый и шумный. Но он ловко управлялся с ножницами, и единственный из всей группы мог с лёгкостью вырезать круг. Потому что за месяц, изрезал все мамины каталоги косметики. Теперь он знал не только все цвета, но и умел правильно смешивать краски. Научился правильно держать карандаш и закрашивать раскраски машин. Освоил счёт до десяти и мог точно сказать, сколько ложек не хватает на столах.
Ему всегда было трудно учить стихи. Он менял слова местами, или просто их пропускал, поэтому на утренниках никогда не выступал. Да и не хотел! Ему было неинтересно! И первый, выученный и правильно рассказанный стих был для него достижением! Мальчик признался, что никогда ещё так не волновался!
- Мне так понравилось! Я теперь всегда буду стихи рассказывать!
И мы стали учить. Долго, трудно, но с желанием. Его настырность очаровывала! Я его не заставляла учить, только предлагала послушать новое стихотворение и повторить. Никита соглашался, у него не получалось, он злился, уходил и сам же возвращался:
- Ехали медведи на велосипеде, а за ними... как дальше?
Когда он учился в первом классе, бабушка с удивлением говорила:
- Представляете, он у нас отличник... И уроки сам делает, с ним только мать по телефону занимается.
Сейчас Никита учится в четвёртом классе, бабушка уже не удивляется, а гордится его успехами и выставляет в своём статусе его грамоты!
- Вот вам и наследственность! Кто бы мог подумать! - не перестают удивляться учителя, хорошо знающие эту семью.
Я рада успехам Никиты и думаю, в чём же секрет?
Что послужило толчком для его развития? Месяц проведённый в условиях когда НЕЛЬЗЯ бегать, и вынужденные занятия с мамой? Или просто пришло время, и проснулись заложенные природой способности?
Как вы думаете? Оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал!
#воспитание детей #дошкольное воспитание #воспитатель в детском саду