— О нас уже много писали, — устало начал наш разговор директор, доставая из ящика стола объемную пачку вырезок из газет и журналов. — Вот так писать не надо.
Он положил всю пачку передо мной. От такого начала разговора я оторопела. А надо учесть, что случилось это на самой заре моей журналистской карьеры, в конце 90-х. И это было мое первое задание — написать рекламную статью.
— А как надо? — робко спрашиваю.
— Не знаю. Надо хорошо!
И выкладывает передо мной еще одну объемную пачку инструкций, брошюр, описаний. Все, что касается производства и использования фильтров для воды. Именно о них мне предстояло написать.
Пачку "как не надо писать" я даже из сумки доставать не стала. А вот ко второй части переданных материалов подошла с прилежностью отличницы. Изучила все от корки до корки. И написала статью.
Думаю, вы понимаете, как у меня в зобу дыхание сперло и тряслись руки, когда я сдала заказчику статью и ждала его ответа. Правда, ждать пришлось недолго. Утверждение прошло быстро, с первого раза.
Именно тогда я начала составлять свою классификацию клиентов. Сразу скажу — ни на какую научность она не претендует. Основана исключительно на собственном опыте.
Топ-5 типов клиентов
1. "Маугли"
Это мой первый клиент, о котором я рассказала и все, кто похож на него. Девиз таких клиентов: "Мы с тобой одной крови". Хоть и живем в разных стаях. Но с такими заказчиками работать всегда легко и приятно. Они всегда точно знают, чего хотят. Готовы рассказать, подсказать, помочь. Вместе придумать и реализовать. Бывает, они спорят и отстаивают свою точку зрения. Но готовы погрузиться в тему, изучить. И, если не правы, признать свою неправоту.
2. "Домовенок Кузя"
"По миру пойдем с такими ценами на ваши услуги!" Нет, не думайте, что им денег жалко. Тут совсем другое. Они всегда должны четко понимать что по чём, и за что они платят. И, да, иногда они стремятся сэкономить. Вот тут начинается самое интересное. Это их желание вынуждает искать новые заходы и выходы, подходы и повороты. Иногда это приводит к очень интересным результатам. И все довольны и счастливы.
3. "Незнайка"
"Если я перестану шуметь, то вся работа встанет", — считает такой клиент. Поэтому он ни на минуту не даст о себе забыть. Не только своими вопросами. Он генерируют целую кучу идей. Кстати, если эту огромную кучу разложить на небольшие кучки, много ценного можно найти. Работать, конечно, сложновато. Но интересно! Часто можно получить приличную порцию полезных идей на будущее. Причем, отдадут вам их безвозмездно, то есть, даром.
4. "Черепаха Тортила"
"Я сама была такой 300 лет тому назад", а сейчас я взрослая, разумная и все-все знаю. В этом как раз и есть самая большая сложность. Для клиентов-черепах есть годами — всеми тремястами годами — установленные и проверенные правила. Отступать от них никогда нельзя. Даже, если очень нужно. Поэтому есть только один выход: расслабиться и получать удовольствие. За тебя все придумали и решили. Остается только перенести это на бумагу. Вернее, в файл. И, на всякий случай, согласовать. Правда, такие клиенты, как правило, и ответственность за все берут на себя. В общем, как с ними работать не очень понятно, но часто очень интересно.
5. "Колобок"
"Я и к бабушке пойду, я и к дедушке пойду, и к зайцу с волком тоже сбегаю". После рандеву с каждым из перечисленных героев он будет возвращаться к вам с обязательной фразой: "Мы тут подумали..." И дальше следует объемный список "улучшалок". И вот ваш текст улучшается, улучшается, улучшается. И часто в результате все возвращается к первоначальному варианту. Если честно, с такими клиентами работать не только сложно, но и не хочется. Есть у меня в памяти единственный случай, когда я добровольно отказалась работать с таким клиентом.
На самом деле, мне очень везет с клиентами:) Даже с типичным "Колобком" бывает интересно работать. А уж с "Маугли" и "Кузей" мы часто становимся друзьями.
А вам с каким типом клиентов предпочли бы работать?
#копирайтер #пишу тексты #про клиентов