Разговор в данной статье пойдет о том,
- из-за какого важного коэффициента одни бизнесмены удачливы в делах, а другие еле сводят концы с концами?
- за счет какого именно ресурса эффективные команды чаще принимают правильные решения, чего не делает большинство нерезультативных компаний?
- какой такой фактор приводит к полному разладу семейных отношений? А таких «разваленных» семей у нас, кстати, тоже большинство, ведь по статистике 50% детей сегодня воспитываются в неполных семьях! И почему этот самый фактор вы не обнаружите в гармоничных семьях?
Оказывается, каждый из этих разноплановых вопросов можно привести к единому знаменателю, то есть дать на них один простой и вменяемый ответ. И, соответственно, зная диагноз, можно получить и точный рецепт лечения.
Разрешите мне сегодня поумничать и представить вам свои умозаключения и рекомендации, которые просты в исполнении, но при этом помогают в кратчайшие сроки и без особых затрат трансформировать как бизнес, так и личную эффективность и даже семейные отношения.
Медийная засада для обывателя
Но для начала – небольшая предыстория. Почти 20 лет я руководил своим медийным бизнесом. Радиостанции, газеты, информационные сайты. Я даже продал клон проекта в Калининград, где отличные ребята решили создать свой сайт «позитивных новостей». Но по факту такие новости оказались никому не нужными, и ребята в итоге обанкротились.
Бесспорно: негативная информация в нашем мире продается намного лучше всяких (даже самых хороших) позитивных новостей. Все рейтинги создает именно негатив. А рейтинги - это продажи, реклама, деньги.
Вот так, за несколько лет публикаций громких расследований и скандалов «на злобу дня», негативная информация тихой сапой проникла в мой коллектив и начала повсеместно оказывать свое отравляющее воздействие, в том числе и на другие мои бизнес-проекты. В итоге этой негативной «интоксикации» случилось мое первое банкротство. Но даже после первого удара я еще не смог до конца осознать, какой разрушительной силой обладает негатив. А позже, когда я, наконец, понял, как ежедневный, ежеминутный «посев негатива» через медиа разрушает и меня лично, и мою команду, мой бизнес и мою жизнь - быстро распродал свои СМИ.
Сейчас, когда я пишу эти строки, раскручивается очередная спираль громкого международного скандала. Конгресс США предоставляет защиту и начинает слушания по делу сотрудницы Facеbook Фрэнсис Хоген, которая осмелилась подать жалобу на крупнейшую в мире социальную сеть. В этой жалобе Фрэнсис представила убедительные доказательства, что Facebook умышленно генерирует и показывает пользователям контент, вызывающий ненависть, раскол в обществе, поляризацию мнений, тем самым побуждая людей к гневу как доминирующей эмоции.
То есть, в руководстве Facеbook давно поняли, что если изменить алгоритм действий на позитивный лад, то люди будут меньше времени проводить на Facebook. А значит, будут меньше видеть рекламы. И значит, компания будет меньше зарабатывать.
Таким образом, Facebook зарабатывает больше денег, когда мы потребляем больше контента. А нам, людям, нравится заниматься тем, что вызывает мощную эмоциональную реакцию. И чем больше злости люди испытывают, тем больше они взаимодействуют, тем больше контента потребляют.
Однако Facebook совсем не одинок в своем нежелании «сеять разумное, доброе, вечное», потому как это невыгодно. В одном из сотен внутренних исследований Facebook есть данные, как Instagram намеренно вредит девочкам–подросткам, усиливая мысли о самоубийстве у 13,5% из них и провоцируя расстройства пищевого поведения у 17% потребителей данной возрастной категории. И это только вершина айсбрега под названием «негатив». Объемные доказательства по данной тематике можно найти в эфире CBS News или почитать дайджест.
Таким образом, масс-медиa, начиная от любой местной газеты до Facebook и иже с ними, засеивая свои страницы негативным контентом, повторю, НАМЕРЕННО усиливают худшие проявления человеческой натуры, что, без сомнения, ведет к деградации общества. То есть, к деградации нас с вами и нашей жизни.
Но эти примеры «медийной засады» я привожу здесь исключительно как «разминочный» аргумент перед другими, более важными, фактами, которые позволят оценить степень влияния скрытого и явного негатива на успех вашего бизнеса, на прочность семейных отношений и на эффективность в решении задач группами людей.
Как развалить бизнес и семью
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». С этой гениальной фразы начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина». Тут же разворачивается первая часть драмы: «все смешалось в доме Облонских» после ссоры супругов. И вот она – волна негатива – моментально накрывает слаженно работающее хозяйство: на третий день персонал разбегается, увольняется прислуга, гувернантка, повариха и даже кучер. Классика...
Но может, это только «художественная» модель? Есть ли научные подтверждения, как негатив влияет на отношения? И тут уместно привести пример из практики доктора Джона Готтмана, который вот уже 40 лет проводит научные исследования по проблемам брака.
Например, один из самых показательных его экспериментов: доктор стоит за односторонним зеркалом и просто наблюдает за тем, как общается пара между собой. И после, через несколько минут, Готтман со стопроцентной вероятностью предскажет, есть ли у этой пары будущее или нет.
Нет, это не фокус, не мистика и не эзотерика, а обычная математика. Готтман просто-напросто подсчитывает комментарии и жесты, которые демонстрируют супруги в общении между собой. Сколько было положительных и критических высказываний и жестов, то есть, иными словами, отслеживает негатив, который возникает при общении. А затем профессор элементарно рассчитывает для каждой пары соотношение положительных комментариев к критическим. На основе этого и выносит свой безошибочный вердикт.
Не подумайте ничего плохого о несусветной глупости типа «рецепта всеобщего счастья». Ничего такого я и не предлагаю. Но согласитесь, что все же нельзя не считаться с математически выверенными закономерностями. И я полагаю, что их можно и нужно учитывать, делая прогнозы в сфере успешности брака, бизнесов или работы команд.
Например, если в общении двух людей на один упрек приходится меньше чем три похвалы, отношения между этими людьми неизбежно испортятся.
Это вывод Марсиаля Лосада - чилийского ученого, психолога, экс-директора Центра перспективных исследований в Анн-Арборе (Мичиган, США).
Многие годы изучая эффективные и неэффективные команды, Марсиаль Лосада пришел к однозначному выводу: одним из ключевых факторов успеха для любых команд, чем бы они ни занимались, является соотношение позитивных и негативных моментов во взаимодействии членов команды.
«Соотношение позитива и негатива» в команде и было названо «коэффициентом Лосада» (Losada ratio):
- Наиболее продуктивны команды, у которых этот коэффициент находится в зоне от 2,9 до 11,6.
- При коэффициенте от 2,9 до 7 наблюдается самый быстрый рост эффективности команды.
- Команды, у которых коэффициент был ниже 2,9 или же выше 11,6 - постепенно деградировали.
Однако не только команды, но и люди с определенным соотношением положительных и негативных эмоций, как правило, имеют более успешные жизненные результаты, в том числе, и в семейных отношениях, и в бизнесе.
«Линия Лосада» отделяет тех, кто способен понимать других людей, от тех, кто не способен на это. Успешные люди находятся выше «линии Лосада», неуспешные — ниже.
Сегодня Марсиаль Лосада - директор и основатель консалтинговой компании «Meta Learning». Его компания проводит диагностику бизнеса по собственным разработанным метриками. Заказчик получает сравнительный анализ, который показывает уровни производительности команды.
После анализа начинается программа обучения членов команды по развитию когнитивных навыков, что всегда приводит к повышению производительности команд. Последующая диагностика повторяется после выполнения каждой отдельной задачи программы, чтобы лучше отобразить прогресс команды.
Если обобщить, методика Лосада основана на серьезных научных исследованиях, доказывающих, что успех/провал компании на рынке не в последнюю очередь зависит и от того, насколько позитивны или негативны отношения внутри коллектива, высказывания и действия ее сотрудников. Таким образом, речь идет о своеобразном «коэффициенте позитивности», который реально может менять состояние дел. Однако, находясь внутри самой системы, большинство команд не могут объективно и критично оценить уровень негатива/позитива, который сами же и создают.
Выход есть! Его не может не быть!
Классический пример перемены минуса на плюс - когда в лондонском метро заменили таблички «Выхода нет» на таблички с текстом «Выход рядом». Дешево и конструктивно, а самоубийц в метро стало значительно меньше.
Но можно ли так же быстро поменять негатив на позитив в отношениях и в команде? Можно. В частности, многие исследовательские группы психологов разных стран изучали поведение людей в контексте межличностного взаимодействия участников команд. И доказали, что возможно и несложно предсказывать не только определённые формы поведения индивидов и целых коллективов, но и ответные реакции партнёров по общению. Для этого существуют специальные тесты.
И все эти реакции зависят от «большой психологической пятёрки» - пяти факторов личности человека (диспозиций), которые отражают восприятие людей друг другом:
- экстраверсия / интроверсия,
- доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию),
- добросовестность (сознательность),
- нейротизм / эмоциональная стабильность,
- открытость опыту (интеллект).
Таким образом, если вы знаете законы коммуникаций, то повысить эффективность взаимодействий, изменить результативность рабочих команд – это для вас будет несложно.
В свое время у меня был ментор - гениальный американец Фрэнк Пьюселик, один из столпов НЛП, автор многих книг и тренингов на эту тему. В свое время он ушел из науки в бизнес, а затем даже переехал в Украину, где основал свою консалтинговую компанию.
Так вот, один из выдающихся продуктов, которые в свое время разработал и представил Фрэнк Пьюселик, назывался «Бизнес-процедуры». Большую часть этого уникального продукта составляли правила коммуникации внутри компании.
По утверждению Фрэнка, главная задача и главный навык ТОП-менеджера или собственника бизнеса должен быть сосредоточен на отработке навыка проведения индивидуальных совещаний.
По его системе, индивидуальные совещания с сотрудниками должны занимать не меньше половины времени ТОПа/собственника. А проводятся эти совещания по определенным законам, форматам, регламентам и алгоритмам. И в этих правилах прежде всего установлена строжайшая пропорция в отношении критики/позитива. Если у Лосада эти цифры составляют 1:3, то у Пьюселика более строгие рекомендации – не меньше, чем 1:5, то есть на одно негативное замечание необходимо высказать пять позитивных моментов.
Кроме этого, в обязательном порядке Пьюселик требует внедрять форму малого разговора и оценку качества совещания. Об правилах проведения таких совещаний фактически нет ни литературы, ни других вменяемых тренингов. Во всяком случае, я не встречал ничего достойного, кроме «Бизнес-процедур» Фрэнка Пьюселика.
Завершить этот материал тоже хочется на позитивной ноте и дать вам ссылку на работы Мартина Селигмана – главы Американской ассоциации психологов, основателя позитивной психологии, нового направления в этой науке. Свою теорию борьбы с негативом Селигман очень внятно и популярно изложил в своем бестселлере «Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия».
Здесь вы найдете уникальные рецепты, как гарантированно избавиться от негатива и изменить свой «коэффициент Лосада». Причем, эти алгоритмы в разы (!) эффективнее всяких медикаментозных средств и традиционной психотерапии. А изменения происходят очень быстро: вам не потребуется ни многолетняя работа с психологами и психотерапевтами, ни ожидание результата несколько месяцев.
Кроме того, Мартин Селигман разработал и внедрил десятки тестов, которые можно пройти бесплатно в онлайн-режиме и оценить себя «в позитивном ключе». Особый интерес вызывает тест «Ваши ключевые достоинства», который учит работать с самыми сильными сторонами характера, а не делать упор на улучшении слабых сторон. Этого теста нет в свободном доступе, и я буду рад поделиться с вами информацией по этому поводу и ответить на все ваши вопросы. До встречи!
Источник: mentorservice.online