В прошлой статье я разбиралась, почему так происходит. В этой буду рассуждать, нужно ли что-то делать и, если нужно – что именно.
Главная причина отвержения слухом «новой музыки» — привычка к звучанию произведений классико-романтической эпохи. Ориентированию в этой системе музыкантов обучают в течение всей их профессиональной жизни – от музыкальной школы до вуза. Но, справедливости ради, в вузах затрагивается развитие слуха в новых музыкальных системах. Но 4 года по сравнению со всеми предыдущими – капля в море.
Как мне кажется для того, чтобы ускорить процесс адаптации к непривычной музыке, нужно начать с музыкальных школ и их аккуратного реформирования. Детей и так учат отличать консонантные созвучия от диссонантных на слух, но можно такое делать не на абстрактных примерах, а на художественных (например, давать анализировать на слух номера из «Микрокосмоса» Бартока на определение диссонансов и консонансов). В более старших классах возможно рассказать о том, что трезвучие не всегда находится в центре системы. Что центральным элементом произведения может быть и диссонантная гармония, и ряд из двенадцати неповторяющихся высот. Если б мне в 12 лет такое сказали, я бы или не поверила, или для меня такое стало бы откровение. Хотя, постойте! Когда мне было 12 лет, мне рассказали о том, что в индийской музыке есть расстояния между нот, которые МЕНЬШЕ, ЧЕМ СОСЕДНИЕ КЛАВИШИ НА ФОРТЕПИАНО!!! (для знатоков: мне поведали о микрохроматике). Мне не то, что поверить, вообразить себе было трудно, как такое может существовать в природе. А если б мне рассказали о додекафонии? О технике центрального созвучия? Об атональности? Об инверсионной тональности? О сонорике? Простите, закидала вас страшными терминами, это все эмоции и воспоминания того восторга, смешанного с непониманием…
Но это красивые слова на бумаге да на экране ноутбука. В столкновении с реальной практикой в группах, где рядом с отличниками наверняка будут учиться более слабые детки, преподавателю/преподавательнице будет сложно воплотить в реальность то, что я написала выше. Но никто не предлагает полностью рушить устоявшуюся систему. Можно просто добавлять фрагменты новенького, начиная с первого класса. И тогда музыка Веберна (а это, на минуточку, совершенно не современная музыка, ей около 100 лет!) не покажется юным умам и ушам непонятной и чужой.
Но не сольфеджио единым. В музыкальных школах всех обучают игре на специальной инструменте. Если в репертуар ввести пьески с более смелым музыкальным языком, это так же вызовет адаптацию молодого поколения к новым звучанию. А тут и сольфеджио на подхвате, которое этот слуховой опыт закрепит.
Однако на музыкантах свет клином не сошёлся. Существует так же огромный пласт непрофессионалов, для которых композиторы ХХ века – это Прокофьев, Шостакович и Свиридов. И все. Остальных не существует и никогда не существовало. А это проблема. Меньшее количество людей вспомнит о Скрябине, и вряд ли кто-то вспомнит о Лурье. А уж что там за рубежом творилось – вообще темный лес для широких масс. Так что неплохо было бы, во-первых, грамотно пиарить неизвестных авангардных композиторов, вводя их в инфополе. Во-вторых, сочетать концерты с просветительскими лекциями, на которых простыми словами и не скучно (а это главное) рассказывали бы об устройстве исполняемых сочинений.
Ах, что за утопия, аж перечитывать неловко. Такая утопия обязана утопнуть в жестоких реалиях жизни, да простят меня читатели за такой пошлый штамп. Но почему бы не начать с малого? Вот уже я на Дзене пишу про современную музыку для не-музыкантов. Анна Виленская рассказывает о музыке минималистов XX века на YouTube для не-музыкантов. Процесс идёт, заседание продолжается…
—————————————————————————————————————
Первая часть статьи: «Почему нам не нравится авангардная музыка? Причины.»
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊