«Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится село Предславино, от неё он имел четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей, от гречанки имел он Святополка, от чехини – Вышеслава, а ещё от одной жены Святослава и Мстислава, а от болгарыни – Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Полоцк был для новгородского князя выгодным городом, так как находился на важных торговых путях из варяг в греки. Желая обрести в лице зятя верного союзника, Владимир послал к его дочери послов. Гордая Рогнеда ответила решительным отказом. В Лаврентьевской летописи так звучит её отказ: «не хочу розути робичича, но Ярополка хочу».
И тем самым обрекла Ярополка на смерть, а себя на унижение. Владимир собирает большое войско, в котором были варяги-наемники, словене, кривичи и чудь, то есть те племена, что объединились ещё при Олеге и Рюрике. Полоцк был захвачен, Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал её своей женой в присутствии родителей и братьев, которых после этого сразу убили.
После этого Владимир ещё несколько раз женился подобным способом, видимо жениться по холопским обычаям было не в чести у княжеского сословия.
Грекиню убитого им Святополка он взял беременною, вместе с казной.
На булгарке князь женился, судя по всему в 985 г., после удачного похода в Волжскую Булгарию. Она похоже и стала настоящей хозяйкой киевского двора, потому что её детей, Глеба и Бориса, Владимир любил более других.
Породнившись со всеми соседями, Владимир возжелал выйти на мировой уровень, чтобы быть ровней королям Европы. А это мог дать только брак с византийской принцессой. Породниться с Византией стремились все короли, так как только византийские басилевсы могли надевать короны. Владимир знал о неудачном опыте своей бабки – Ольги, которая не хотела попасть в зависимость от Византии или от Рима. Поэтому для князя важно было стать настоящим родственником византийских императоров и войти в их семью на равном с ними положении. Брак с Анной, сестрой императоров, мог дать ему этот случай. Несомненно, невеста во многом превосходила жениха: она была умна, красива, образована и получила хорошее воспитание. К тому же она сама и многие из её предков были христианами, а Владимир – язычником. Но Владимира это не остановило, и он послал сватов в Константинополь. И весьма вовремя.
Против соправителей – Василия и Константина – восстал Варду Фока, объявил себя императором и пошел на Константинополь. Варда Фока захватил почти всю Малую Азию. Особенно критически сложилась ситуация в сентябре 987 г., когда войска мятежника подошли к Хрисополю, отделённому Босфорским проливом от Константинополя. Поскольку собственных сил у императоров почти не осталось, они обратились за помощью к соседним странам. Тут и поступило предложение от князя Владимира. Он обещал выставить дружину в 6000 человек. Но в обмен потребовал отдать руку принцессы Анны. Начались переговоры, после которых был подписан договор, что князь сначала крестится, потом получит руку Анны по христианскому обычаю и сразу выставит помощь новым родственникам в борьбе с мятежником.
13 апреля 989 г. Фока был разбит в битве у Абидоса на азиатском берегу Дарданелл императором Василием II, с помощью присланной Владимиром дружины.
Но братья не спешили выполнять обещанное, к тому же Анна умоляла «не отдавать её в плен тавроскифам».
Кстати, это очень важное свидетельство того, что скифами называли именно русов, а не ираноязычных кочевников, как об этом пишут все академики в своих диссертациях.
Нарушение договора не было только прихотью императоров. У князя Владимира было уже много жен и десять сыновей от них, которые могли претендовать на княжеский престол. Император не желал, чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну только в одном непременном условии: все предыдущие браки князя должны быть расторгнуты, с тем, чтобы христианский брак был признан единственно законным, что для Владимира было неприемлемо; старшие сыновья были опорой его власти. Переговоры о брачном контракте зашли в тупик, после чего и союз с империей был разорван. Князь в этот момент действовал как всегда быстро и решительно: большая русская рать двинулась в Херсонес, византийское владение в Крыму. Предатель из жителей города, некий Анастас, пустил стрелу с запиской о том, что надо перекрыть акведук и лишить город воды. Началась резня и страшная паника.
В древнейших летописях очень подробно описано, как осаждал Владимир город Херсонес, как вёл переговоры с императорами. В них подчеркнуто, что Анна категорически не хотела быть в плену у варвара и умоляла братьев умереть на родине. Но братья заявили, что сам Бог возлагает на неё великую миссию – обратить в истинную веру целую языческую страну. При этом она спасет свой народ и родственников от гибели. Решающим доводом для Анны стали слова: «Может быть, обратит тобою Бог землю русскую к покаянию, а греческую землю избавит от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла сделала грекам Русь».
По версии летописей, Анна принесла себя в жертву высоким целям, не надеясь обрести счастье в чужой стране. И примирилась со своей миссионерской судьбой.
Начались приготовления к крещению и к свадьбе. Князю были обещаны царские регалии вместе с высоким титулом кесаря, вводившего его в императорское семейство. Оба события совершались в храме Святой Богородицы.
Ближе к осени начались крещения русских людей в крупных городах. Крестильные рубахи, нательные деревянные кресты раздавались бесплатно. Идолов языческим богам рушили, жгли и топили в реке. Людей силой загоняли в воду. Правда, намокшим выдавали новую рубаху. И вешали на шею крест.
В византийских хрониках отмечено, что Анна построила в русском государстве много церквей. Десятинную церковь в Киеве строили Анна, при ней празднование Успения Богородицы стало чуть не главным праздником на Руси, но никто не помнит, что это Анна Византийская ввела культ Богоматери и построила церковь.
А Владимир был занят оборонительными сооружениями. Против печенегов, которые кочевали буквально в дне пути от Киева, он построил крепости на реках Рось и Суле. По нескольку лет он бывал в походах. То на белых хорватов, то на придунайских болгар. Сделавшись христианином, он распустил всех своих жен и наложниц. Даже смертную казнь думал отменить.
Любопытно, что с периода 997 г. по 1014 г. зияет пропуск. Вроде как он ничем серьёзным не занимался, потому и писать было не о чём. Оказывается, под влиянием супруги, он много чего построил. То есть дела его были чисто мирские. Деяния Владимира в этот период были столь значительны, что вызвали жгучую зависть его сыновей, в частности Ярослава. Тот попросту приписал себе многое, чего не успел отменить в скрижалях его отец.
Имеются записи об участии Анны в государственных делах: она была соавтором Владимира в составлении церковного устава-судебника – «се аз, князь Володимир, сгадав есми с своей княгинею Анною и со своими детьми…», и она лично принимала иностранных послов, «бо муж ея языкам не обучен».
Окружавшие её представители духовенства обучали русских людей основам христианской религии и готовили кадры местных священников. Привезенные принцессой иконы и церковная утварь превратились в эталоны для копирования местными живописцами и ремесленниками. Их отправляли в только что отстроенные церкви по всем городам. Вместе с Анной в Киев приехало много армян и греков; мастеров, строителей, умельцев. Сама Анна занялась просветительской деятельностью в великокняжеской семье и среди знати. Известно, что все многочисленные дети Владимира с готовностью приняли христианство и вводили его в своих владениях. Даже бывшие жены бывшего язычника превратились в ревностных христианок, особенно Рогнеда. По примеру Анны она приняла христианство, уехала в свои земли и столь же ревностно способствовала распространению новой религии.
Анна пробыла в браке с Владимиром 22 года. Однако ни в одном источнике нет данных о её детях. А сколько у Владимира было детей – никто не знает. Известно, что во время захвата Киева польским королем Болеславом в 1018 г. девять дочерей князя попали в плен и увезены в Польшу. Кто были их матери, неизвестно. Но известно, что князь Владимир велел похоронить себя подле Анны. Похоже это был первый случай, когда князь Владимир всерьёз влюбился.
А вот у церкви были совсем иные чувства. Там был чисто коммерческий расчёт – ничего личного, только бизнес. Во время Батыева нашествия была не только утрачена её могила, но и сама память о ней была стерта из памяти людей и церкви. О ней нет даже никаких письменных свидетельств, кроме «Жития князя Владимира» и многочисленных иностранных публикаций об истории Византии, где брак князя с принцессой Византии освещен более подробно.
А православному духовенству, заинтересованному в том, чтобы Русь крестил именно Владимир, очень не хотелось признавать особую миссию иностранки-гречанки, как первой крестительницы всея Руси. Эта тенденция была заложена ещё митрополитом Илларионом, который не хотел зависеть от константинопольского патриарха и потому утверждавшим, что Русь крестил сам Владимир, без какого-либо участия греков, тем более гречанки.
Вот только факты говорят совсем о другом. Именно миссионерская деятельность Анны Романовны Византийской принцессы и огромная роль в крещении Руси позволили принявшему христианство Владимиру обособить Русь и уберечь от влияния римско-католической церкви, оторвало от магометанской и иудейской Азии, сблизив её с христианской Европой, чем и определился особый православный путь России.
В следующей статье мы коснемся деяний его сына – Ярослава Мудрого, и посмотрим, кто же на самом деле творил историю, которую несправедливо приписали к новому князю. А как иначе: кто ужинает девку, тот с ней и завтракает. И речь, как вы догадались, пойдёт даже не о нём, а о его супруге – Ингигерде. О це краля.