«Игра в Кальмара» ‒ южнокорейский сериал от Netflix. При слабом промоушене в Европе и Америке он сумел возглавить рейтинг просмотров платформы и стать топ-темой в соц. сетях. Ну и разошелся на мемы:
Сюжет построен вокруг концепции «смертельной игры». Сама по себе она не нова: берется группа людей, помещается в экстремальные условия, побеждает последний выживший. Подобную историю когда-то рассказал Косюн Таками в своей «Королевской битве».
Режиссер «Игры в Кальмара» Хван Дон Хёк черпал вдохновение у японских коллег и в манге. Хотя реальная жизнь тоже внесла коррективы в итоговый сценарий. Он даже думал: «Я с удовольствием присоединился бы к подобной игре, если бы она существовала, чтобы заработать кучу денег и выбраться из этой ужасной ситуации» (прим.: ужасная ситуация – трудное финансовое положение, отказы киностудий). И вот через много лет из совокупности разных произведений, личного опыта и политических взглядов автора родился нынешний хит.
Субъективный взгляд на сюжет, героев и идею (спойлеры)
Сон Ки Хун – сорокалетний неудачник. Живет на шее у матери, ни к чему не стремится, задолжал кучу денег; однако за его беспечностью скрывается настоящая трагедия маленького человека. Однажды таинственный незнакомец предлагает ему сыграть в ттакджи (прим.: национальная корейская игра). Победите – и сто тысяч вон ваши. Хотите еще легких денег? Вот визитка, нужно только позвонить по указанному номеру. Герой, конечно, звонит. И попадает в ад.
Группа неизвестных лиц в масках собирает на удаленном острове должников и опустившихся людей, чтобы предложить деньги за участие в детских играх. Кто они и какую цель преследуют, станет известно в последних сериях. А пока ясно лишь одно – домой вернутся не все.
Организаторы не удерживают участников насильно. У тех даже появляется возможность проголосовать за отмену кровавых развлечений. Тут-то на первый план выходит человеческая алчность. Уйдя однажды, они добровольно возвращаются, потому что считают, что их жизнь равноценна деньгам, что кошмар на острове лучше кошмара снаружи. Им некуда идти, нечего терять и не на что надеяться. Они подписали себе приговор, и нутро каждого будет тщательно препарировано и выпотрошено (иногда в прямом смысле).
О героях. Их можно разделить на приближенных к реальности и шаблонных. Неоднозначностью радует протагонист. Из воспоминаний Ки Хуна мы узнаем о смерти его товарища и произволе властей на первом месте работы мужчины. Не просто так он стал опускаться на дно: повлияли психологическая травма и непонимание со стороны близких. Ему не чужды благородство и сострадание, вот только хочется жить, хочется помочь семье и, возможно, поставить нового мужа бывшей жены на место, а в какой-то момент хочется убить – потому что инстинкты кричат об опасности.
И все же более всех мне был интересен Чо Сан Ву – друг детства ГГ. Этот бизнесмен сразу не вызывал симпатии, пусть нам и показали несколько его добрых поступков. До событий сериала он зарабатывал деньги нечестным путем. В игру пошел то ли из-за страха за мать и её заложенный магазин, то ли из-за хрупкого эго, так как не мог выдержать позора: лучший ученик, выпускник престижного университета, гордость района – и потерпел крах. Опустился до уровня Сон Ки Хуна.
С самого начала № 218 шел к цели, несмотря ни на что, уничтожал любого на пути, врал, изворачивался, испытывал чувство вины, врал себе и убивал. И даже в конце предпочел умереть, чем оставить деньги бесхозными (семьям погибших).
Остальные персонажи вышли колоритными за счет профессиональной актёрской игры, но сказать о них особо нечего. Историю некоторых вовсе оставили за кадром. Отдельного упоминания заслуживает только старик с опухолью, о нем ниже.
Теперь главный твист финала. Богачи создали игру, и их цель – не что иное, как развлечься. Образы сильных мира сего плоские, жалкие и мерзкие.
Вменяем лишь мотив О Иль Нама, того самого больного дедушки: он потерял вкус к жизни, но помнил, как любил в детстве играть с друзьями, помнил эйфорию, триумф от победы, мечтал снова пережить их перед смертью. А также считал, что отбросы общества все равно обречены на смерть, а так у них хоть есть маленький шанс начать жизнь с белого листа.
Еще была сюжетная линия про детектива и его брата. Ничего не понятно, но очень интересно. Если продолжение не задумывалось, то история этих двух выглядит странно. Кстати, автор противопоставляет в сериале капитализм социализму, так вот, возникает риторический вопрос: будет ли он снимать продолжение только из-за того, что сериал выстрелил?
Мне показались скучными некоторые диалоги. Идею и сюжетные повороты я видела в других произведениях подобной тематики. Образ организаторов – отталкивающий и невнятный. Смотреть было интересно только из-за основных персонажей. Этот сериал понравится тем, кто никогда ничего не читал в жанре «королевская битва». А еще в сети вы можете найти ролики про символизм и подсказки в сериале, в этом режиссер очень хорош. В какой-то степени популярность «Игры в Кальмара» объясняется мемностью, хорошей актерской игрой и красивой стильной картинкой.
Знаешь, что общего между тем, у кого нет денег и тем, у кого их слишком много? Что их объединяет? Жизнь тяготит их обоих.
(с) О Иль Нам