Найти в Дзене

ЕГЭ Обществознание 1.13. Религия

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. 1.13. Религия По кодификатору нам нужно знать: Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации Начну статью с того, что в сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть всего 2 задания на данную тему. Одно задание на нахождение мировых религий, и одно задание - номер 28 (план, нынешнее 24 задание), в котором, по сути, можно написать только функции религии, которые запоминаются намного проще, чем функции той же "Науки", и мировые религии. Даже в открытом банке заданий ФИПИ всего 3 задания на эту тему, одно из которых - план, а второе - на нахождение обобщающего понятия (которое в новом формате упразднено). Есть ли смысл учить эту тему досконально? И вообще, есть ли смысл её учить? Тем более, что мы встречаем очень обширную формулировку "Религиозные объ

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.

1.13. Религия

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

По кодификатору нам нужно знать:

Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Начну статью с того, что в сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой прошлого года выпуска есть всего 2 задания на данную тему. Одно задание на нахождение мировых религий, и одно задание - номер 28 (план, нынешнее 24 задание), в котором, по сути, можно написать только функции религии, которые запоминаются намного проще, чем функции той же "Науки", и мировые религии.

Даже в открытом банке заданий ФИПИ всего 3 задания на эту тему, одно из которых - план, а второе - на нахождение обобщающего понятия (которое в новом формате упразднено). Есть ли смысл учить эту тему досконально? И вообще, есть ли смысл её учить? Тем более, что мы встречаем очень обширную формулировку "Религиозные объединения и организации в РФ", которая, сама по себе, представляет отдельную большую тему, хотя в курсе обществознания говорят только о церкви.

Обозначим главные пункты:

1. Определение понятия "Религия"

Религия - мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей* на основе веры в существование сверхъестественной сферы. (Боголюбов 10 класс база) Определение, на мой взгляд, очень простое для запоминания, а также достаточно широкое, чтобы, в случае провалов памяти вселенского масштаба, из него же вывести функции и компоненты религии.

*Здесь и далее курсивом выделены родовые принадлежности понятия "Религия"

Религия — это совокупность представлений, чувств, организаций, отношений и действий, посредством которых люди осуществляют связь с иным сверхбытием. (Гринберг 10 класс)

Религия - социальный институт, представляющий собой сложную систему, основными элементами которой являются религиозное сознание, религиозный культ, религиозная организация. (Котова, Лискова 10 класс)

Религия - мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в существование Бога или богов. (Кравченко 10 класс) То же, что и у Боголюбова, но, во-первых, не подразумевает под собой такой компонент религии, как религиозный культ, а, во-вторых, раскрывает одну из возможных классификаций религий: Монотеистические и Политеистические.

2. Мировые религии

Христианство, Буддизм, Ислам

3. Функции религии

Гринберг: Мировоззренческая, Нормативная, Компенсаторная, Коммуникативная, Интегрирующая-дезинтегрирующая.

Лискова, Котова: Религия регулирует поведение человека, воспитывает, решает его психологические проблемы. Религия объединяет людей.

Из сборника типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой (28 задание 1 вариант): Мировоззренческая, Воспитательная, Регулирующая, Компенсаторная, Коммуникативная.

Обращу Ваше внимание на ряд особенностей в этой теме:

  • Почти все авторы учебников, из представленных выше, отсылают нас к ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях". Для общего понимания темы достаточно, конечно, прочитать соответствующие теме "Религия", статьи Конституции, о которых я скажу чуть позже, но сам ФЗ более детализирован, что позволяет глубже понять политику нашей страны.
  • Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. (на этот термин обращает наше внимание Кравченко в своём учебнике)

В прошлой статье я высказывался о Конституции РФ, о её роли в предстоящем экзамене, потому, представляя выдержки из некоторых статей, надеюсь, что вы будете делать соответствующие выводы, которые могут пригодится на ЕГЭ.

Из Конституции РФ:

Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Статья 59
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Лично я не вижу смысла изучения религии, как и большинства тем из блоков "Человек и общество" и "Социальные отношения", не изучая историю возникновения этих процессов и понятий, но, к сожалению, приходится жертвовать многим ради изучения всего пласта тех тем, из которых состоит обществознание.

Не забывайте читать учебники и делиться полезными материалами в комментариях.

.

.

.

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Гринберга 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Кравченко 10-11 классы
  • Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
  • Видео на ютуб:

#егэ #егэ обществознание #егэ 2022 #обществознание #егэ по обществознанию #религии #религия #мировые религии #христианство