История одной из самой значимой в христианстве церквей, или не переставай дарить людям добро
Рассказы гида из Стамбула
Продолжаем серию заметок о не всем известной Турции и ее секретах, с которыми делится в соцсетях житель Стамбула, который проводит индивидуальные экскурсии.
В самом начале VIII века в местах этих лесистых и нелюдимых, расположенных за крепостными стенами Константинополя, бродил молодой солдат императорской армии Лев. Он увидел слепого человека, блуждавшего по непроходимым местам и не знавшего, куда идти. Юноша подал слепцу руку и повел его по тропинке, но тот от сильного утомления и дневного зноя сильно хотел пить.
Старика Лев посадил в тень, а сам отправился на поиски воды. Однако он долго не мог найти хоть какой-нибудь источник и, опечаленный, уже решил вернуться к слепому. Но тут в вышине раздался голос: «Лев, не печалься! Вода, которую ты ищешь, близко — обернись назад и отыщешь ее». Лев обернулся, но как будто и сам сделался слепым: долго осматривался кругом, но воды не находил.
И тут он вновь услышал тихий и приятный голос, не только называющий его по имени, но и предсказывающий царское достоинство: «Император Лев! Войди в эту густую и тенистую рощу и найдешь воду; почерпни этой воды и утоли жажду слепого. А потом помажь илом его глаза. Кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь. Устрой Мне на этом месте храм, в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верой сюда притекающим. Ничто не сильно будет противиться Моей власти: болезнь ли не исцелимая, демонское ли наваждение или что другое — только бы просили Меня благоговейно.
Случилось это чудо в 450 году, в царствование императора Маркиана, но уже спустя несколько лет пророчество то сбылось - и простой солдат стал императором. Вступив на престол, он сразу же повелел очистить чудотворный источник, а потом воздвиг над ним церковь во имя Божьей Матери, назвав ее храмом Живоносного источника.
С церковью этой связано много имен в истории. Так, император Юстиниан повелел весь материал, что остался после строительства Святой Софии, отдать на ее украшение .
Царица Зоя, много лет не имевшая детей, по обету ходила сюда и усердно молилась Царице Небесной, а возвратившись, скоро зачала и родила сына — будущего императора Константина Багрянородного. Императрица Ирина выстроила ее заново с еще большим великолепием, а благоговение к этому храму было так велико, что браки членов императорской фамилии совершались предпочтительно в нем, а не в соборе Святой Софии.
Когда в 1453 году войско султана Мехмеда ворвалось в город, настоятелю монастыря сообщили о завоевании столицы Византийской империи турками. Он в тот момент жарил выловленную в ручье неподалеку рыбу и сказал: «Поверю в это, если вот эти рыбки, которые сейчас жарятся на сковороде, оживут». И в тот же момент рыбы прыгнули со сковороды в пруд, где они до сих пор плавают, как повествует легенда, с чуть поджаренными боками. Отсюда и пошло название этого храма *Балыклы* (*Рыбная* церковь).
Во внутреннем дворе с 1841 года хоронят Константинопольских патриархов.
Имеет этот храм и второе имя. Когда в 1835 году сильное землетрясение в Стамбуле разрушило и эту церковь, право на владение ею после реставрации долго оспаривали между собой живущие здесь греки и армяне. В конце концов, устав от споров и угроз друг другу, они решили обратиться за помощью к тогдашнему султану Махмуду II, и тот вынес воистину Соломоново решение: *Пусть церковью владеет тот, чей петух победит соперника в равном бою*.
Греческий петух одолел армянского - и с той поры барельеф двух дерущихся петушков украшает вход в церковь, а саму ее турки зовут *Хорозлу килеси*(*Петушиная церковь*).
Владимир Ефимов.
Секреты Турции: Мост, который построил Керенский