Утром ей предстояло выйти на сцену и провести 20-минутную презентацию перед аудиторией из 50 потенциальных партнеров-дистрибьюторов. Долгие переговоры с модераторами круглых столов, выверенная и красиво сверстанная презентация — все могло оказаться под угрозой срыва. О том, что клиентка испугается публичного выступления, невозможно было и подумать. Яркая, волевая девушка, лидер коллектива и руководитель с большим опытом, как оказалось, боится выступать до потери пульса.
К сожалению, с такой проблемой сталкивается каждый второй клиент нашего агентства. Боязнь публичных выступлений никак не связана с управленческим опытом человека и даже его лидерскими качествами. Вот несколько основных советов, которые помогут справиться со страхами перед выходом на сцену.
Совет первый. Главное — польза.
Даже если вы ответите на вопрос, зачем вы хотите выступить на этом форуме, одной короткой фразой «Чтобы продать», поймите, что никто из ваших слушателей не готов потратить полчаса свободного времени на очередную рекламную паузу.
Каждый из тех, кто пришел вас послушать, хочет узнать о вашем опыте и применить его у себя в компании. Поэтому, например, если вы выступаете перед аудиторией владельцев косметических брендов, необходимо не просто рассказывать об успешных кейсах, но и дать советы, как провести аналогичную презентацию для журналистов самостоятельно. А на мероприятиях для владельцев турагентств можно рассказать о том, как они могут своими силами организовать кампанию по продвижению бренда в СМИ и соцсетях.
Таким образом, демонстрируя свою компетентность, вам удастся, с одной стороны, удержать внимание аудитории, а с другой — привлечь слушателей, получить десятки встречных вопросов, уточнений и визиток. Если вы не будете учитывать запросы аудитории, уже через 10 минут все, кто пришел на выступление, в лучшем случае, уткнуться в свои телефоны.
Чтобы продать свои услуги, достаточно на каждом (а не только заключительном) слайде указать свои контактные данные: телефонный номер, ссылки на аккаунты в Facebook и Instagram. Пусть заявки на зачисление в друзья начнут приходить прямо во время выступления.
Совет второй. Подготовьте яркую презентацию.
Время, когда презентации состояли из сплошного текста на однотонном фоне, прошло. Сейчас нужно хорошо постараться, чтобы удивить действительно качественной и запоминающейся работой.
Сегодня существует множество инструментов для создания яркой, креативной презентации, но до сих пор главными правилами являются наличие иллюстраций и отсутствие тяжеловесных текстов. На слайде должны присутствовать лишь тезисы и факты, остальное вы можете рассказать в устной форме. Найти вдохновение и классные шаблоны презентаций можно на сайте bonnieandslide.com.
Помните, что аудитория любит фотографировать слайды с полезным контентом. Поэтому, помимо картинок, на слайдах должны быть конкретные советы, факты или выводы. Чем меньше у вас времени, тем весомее должно быть каждое сказанное слово. Согласно ключевому правилу визуализации, каждую мысль должен иллюстрировать один слайд.
Совет третий. Коммуницируйте с залом.
Важно помнить, что коммуникация с аудиторией — это часть вашего выступления. Интерактив дает возможность удерживать внимание и углубляться в дискурс.
В начале презентации предупредите слушателей, что они могут свободно задавать вопросы во время выступления или сразу после него. Если они не проявляют ожидаемого интереса, можно инициировать интерактив вопросами с вашей стороны. Например: «Поднимите руки, кто из присутствующих ежедневно тратит на дорогу до работы больше двух часов?»
Вовлекаясь в обсуждение, аудитория чувствует, что ее мнение важно, что есть люди с похожими проблемами. Так возникают доверие и сплоченность. Вы можете поделиться собственной историей, усилив этот эффект в несколько раз.
Совет четвертый. Подстегните аудиторию к действиям по итогам презентации.
Чтобы результат выступления не ограничивался лишь общением во время вашего пребывания на сцене, аудиторию нужно побудить к конкретным действиям. Все зависит от цели, которую вы поставили.
Хотите увеличить трафик и узнаваемость? Предложите подписаться на рассылку, заранее обеспечив зал буклетами с нужной информацией или QR-кодом.
Вы автор и проводите пиар-кампанию новой книги? Дайте промокод или скидку на покупку последнего тиража. Так вы сможете увеличить лояльность и заинтересованность слушателей, а заодно и лучше познакомить их с вашим продуктом.
Совет пятый. Выступив на сцене, не уходите сразу.
Некоторым из нас требуется несколько минут, чтобы понять, что делать с полученной информацией. Возможно, у части аудитории остались вопросы, но к тому моменту, как люди это осознают, вы уже уйдете со сцены и ваше место займет другой выступающий. Поэтому по окончании презентации важно дать слушателям обменяться с вами и вашими коллегами визитками, записать контакты и задать вопросы, которые появились после выступления. А когда вы и слушатели получили визитки, не забудьте написать письмо каждому, предложив встречу, услугу или хотя бы включив в свою рассылку.
Совет шестой. Залог успешной презентации — в хорошей подготовке.
Необходимо отрепетировать презентацию с начала и до конца не менее 10 раз. После этого вы точно запомните детали своего выступления, а если текст сопровождается большим количеством цифр, всегда можно разместить самые важные из них на слайде.
Даже шутки и истории из жизни, рассказанные перед началом показа слайдов, должны быть продуманы заранее. Посмотрите, кто выступает перед вами и после вас, чтобы вовремя грамотно поблагодарить предыдущего спикера и подготовить к следующему.
Не менее значимой частью выступления являются вопросы аудитории после презентации. Подумайте, какую дополнительную информацию захотят узнать слушатели, и заранее подготовьте ответы на потенциальные вопросы. Важно дать понять, что вы компетентны в данной области, ведь только экспертное мнение вызывает доверие.