Тема женитьбы пожилых мужчин и молоденьких девушек актуальна много веков в России. И хотя начиная с Петра Первого родители клялись что молодые идут под венец по любви и запрещали жениться мужчинам после 80 лет, это не принесло результатов. Именно об этом рассказывает картина художника Пукирева "Неравный брак". Картина была представлена в 1863 году и сразу произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Анна Керн и свадьба
Неравные браки богатых стариков и бедных барышень были в Российской империи обычным делом. Давайте вспомним Анну Керн у поэта Пушкина, которую выдали замуж за 53-летнего генерала Ермолая Керна. Аннушке было лишь шестнадцать и на вопрос старца - "Не противен ли я Вам,Анна?" Юная Керн сказала "Нет, что Вы генерал..." и со слезами убежала из комнаты. А после первой ночи она гневом писала, что не может старца полюбить. Такие вот морали царской России.
На картине художника мы видим венчание богатого возрастного князя и молоденькой, свадебную свиту с двух сторон с довольно неприятными лицами. Со стороны невесты бедные грустные друзья, в одном из них художник изобразил самого себя. А престарелый жених с вожделением поглядывает на юную невесту, его знатная пожилая родня оценивающе изучает созревший плод, что падет в ту же ночь к ногам довольного супруга.
Никакой радости, любви и счастья от бракосочетания нет. Особенно впечатляют две странные старые женщины, головы которых мы видим слева от жениха. Они странно одетые, в венках и атласных халатах. Это мертвые невесты, это одинокое будущее, что ждет увядшую красоту и надежды молодой в неравном браке - сильнейший прием русского художника.
Многие дворяне, узнав в картине себя, отказывались от мезальянса (неравного брака, фр.) и венчания стариков стали падать безо всяких запретов властей. Такой сильной стала картина Пукирева, хотя и до него и после, русские и западные художники писал такие сюжеты.
Но именно Василий смог без заломленных рук, слез и эмоций, изобразить все несчастье и тоску неравного брака. Это стало возможным, потому что художник изобразил себя свою историю. Пукирев был влюблен в дворянку Прасковью Варенцову из бедной семьи, но получил отказ родителей в женитьбе, ибо сам был из безродных крестьян.
Родители предпочли наладить счастье своей дочери и выдали ее за богатого и пожилого князя, но женского счастья не вышло. В абсолютном одиночестве и без детей, Варенцова закончила свою жизнь в старческом приюте. Но перед смертью она раскрыла свою тайну приятелю и правда дошла до нас.
Не вышла жизнь и у автора картины, художника Василия Пукирева. Обласканный критиками и публикой после ее написания, получивший за неё звание профессора Императорской Академии художеств и хорошую зарплату, художник уехал в Италию на несколько лет и вернулся, лавров не снискав. Василий преподавал в училище и жил в сожительстве с женщиной без брака и детей. Известных картин он более не создал, а старость встретил, как и любимая Прасковья, в одиночестве, пьянстве и нищете.
Как писал легендарный Илья Репин, своей картиной Пукирев поломал мечты многим генералам. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее, а богатые пожилые мужчины и молоденькие барышни продолжают венчаться и в сегодняшней России. А что думаете Вы, какая разница в возрасте годится для нормального брака? Пишите в комментариях!
С вами Лукинский I Живая История!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка моего труда.