Девяностые были золотым временем для производителей боевиков категории "Б". Ежегодно на рынок выходили сотни фильмов экшн-жанров, снятых сразу для распространения на видео, минуя кинопрокат. Большая часть из них была откровенным мусором, вызывающим не самые приятные воспоминания. Но были среди них и настоящие жемчужины, не утратившие с годами своей низкобюджетной прелести, а но фоне глобального кризиса боевого кино в Голливуде многие из них стали смотреться даже лучше, чем тогда. Предлагаю вашему вниманию субъективную подборку в 2-х частях с лучшими "второсортными" экшнами, которые никогда не выходили в североамериканский прокат.
Субъективный топ 20 лучших низкобюджетных боевиков 90-х. Часть 1
20 место: Мятеж (Riot), 1996, режиссер - Джозеф Мерхи
Один из лучших фильмов Гэри Дэниелса и студии PM Entertainment. Вариация на тему "Крепкого орешка", даже время действия - Рождество. Снято бюджетно, но бойко. Главгада изображает Патрик Килпатрик, что автоматически прибавляет фильму дополнительных баллов. Хотел написать, что сценарий трэшовый, но потом вспомнил, по каким сценариям снимают сейчас голливудские блокбастеры, и передумал.
19 место: Человек-бомба (Human Timebomb), 1995, режиссер - Марк Роупер
Еще один фильм, который не пытается быть чем-то иным, кроме как круто сваренным боевиком, и у него это недурно получается. Особого внимания стоит открывающая сцена с бадабумом достойным лучшего применения. Если бы фильм был выдержан целиком в этом духе, поставил бы выше.
18 место: Кулак Северной Звезды (Fist of the North Star), 1995, режиссер – Тони Рэндел
Еще один фильм с Дэниелсом, но на этот раз экранизация манги и одноименного аниме. Один из тех фильмов 90-х, к которым невозможно относиться серьезно, но которые намеренно и ненамеренно развлекают. В данном случае тем фактом, что все условности первоисточника оказались перенесены на большой экран практически без адаптации под нужды игрового кино.
17 место: Коготь тигра (Tiger Claws), 1991, режиссер – Келли Мэкин
Боло Йенг исполняет роль инфернального бойца-маньяка, владеющего стилем коготь тигра. Джала Мерхи и Синтия Ротрок – двух детективов, идущих по его следу. Что еще нужно от канадского боевика, вышедшего сразу на видео?
16 место: Саботаж (Sabotage), 1996, режиссер – Тибор Такач
Прямолинейный и относительно реалистический, по меркам жанра, экшн с Марком Дакаскосом, Кэрри Энн-Мосс и Тони Тоддом. В свое время, когда вышла “Идентификация Борна” и внезапно “переписала” законы жанра, мне почему-то отчетливо вспомнился этот фильм. Не знаю почему.
15 место: Миротворец (The Peacekeeper), 1997, режиссер – Фредерик Форрестье
Сравнительно крупнобюджетный для категории “прямо на видео” клон “Крепкого орешка” с Дольфом Лундгреном в главной роли. К сожалению, весь экшн оказался сосредоточен в первой трети фильма. Автопогоня по крышам до сих смотрится бодро. К середине фильм заметно сдает. К слову, Фредерик Форрестье смог перерасти нишу и сделал неплохую режиссерскую карьеру во Франции. Даже снял одну из частей "Астерикса и Обеликса".
14 место: Битва драконов (Bridge of Dragons), 1999, режиссер – Айзек Флорентайн
Еще один боевик с Лундргеном, на исключительно эксцентрический. Такой, какой мог снять только Айзек Флорентайн. Есть герой – Лундгрен, есть принцесса – Валери Чоу, есть дракон – Кэри-Хироюки Тагава. “Битва драконов” – самая настоящая сказка, снятая в жанре военного боевика.
13 место: Сильнейший удар: Бой до смерти (Shootfighter: Fight to the Death), 1992, режиссер – Патрик Аллан
Фильмы о подпольных боях без правил в первой половине 90-х в низкобюджетном экшн-кино составляли практически отдельный жанр. Казалось бы, при чем здесь “Кровавый спорт”? Из всех подражаний последнему лучшим получился именно "Сильнейший удар". Экшн-хореография не выдающаяся, но достойная, а Боло Йенг в редкой для себя положительной роли затмевает абсолютно всех присутствующих. Даже такой харизматик, как Мартин Коув рядом с ним слегка теряется.
12 место: Жестокая справедливость (Hard Justice), 1995, режиссер - Грег Яйтанс
Взрывной тюремный боевик, который начинается так же мощно, как и "Человек-бомба", но и для финала оставляет крайне эффектную экшн-сцену.
11 место: Смертельный поединок (Superfights), 1995, режиссер - Тони Люн Си-Хунг
Гонконгский-американский низкобюджетный рукопашный экшн, который выглядит и воспринимается лучшей экранизацией "Уличного бойца", чем версия с Ван Даммом. Сценарий полон очень больших условностей, но если их принять, от зрелища можно получить настоящее удовольствие. Просто надо представить, что действие происходит не в нашем мире, а в некой иной реальности.
Вторая и заключительная часть скоро...