Найти тему
Мяч!Медиа

Как привлечь школьников и студентов к волонтерству

Если раньше к волонтерам из школ и колледжей относились как к людям, которые «пришли, постояли и ушли», то теперь их все чаще привлекают и к небольшим, и к очень масштабным проектам. Достаточно вспомнить российский чемпионат мира по футболу в 2018 году. Однако у поиска юных волонтеров и организации их работы есть свои нюансы. О них на вебинаре волгоградской «Школы социального волонтерства» рассказали Ирина Шинкаренко из «Центра молодежной политики» и Анна Пахомова из «Молодежно-подросткового центра», а корреспондент Мяч!Медиа Анна Журавлева записала самое главное.

Первым делом НКО стоит понять, для каких задач нужны волонтеры.

-2
  1. Волонтеры для проведения единичного мероприятия

Этот вариант подойдет для небольшого социального проекта. На таких мероприятиях важно подробно рассказать каждому волонтеру, что он будет делать. «Был такой случай, — поделилась Ирина Шинкаренко, — организация набрала пять волонтеров на мероприятие для мам детей с особенностями развития. Куратора не было и конкретных указаний тоже, поэтому волонтеры подходили ко всем и от чистого сердца предлагали свою помощь, жалели детишек. Некоторые мамы воспринимали это как оскорбление. В итоге все расстроились». Чтобы таких ситуаций не возникало, у волонтеров должен быть наставник от НКО. Общаться с ним волонтеры могут, например, через чат в социальных сетях: задавать вопросы, предупреждать о своем отсутствии, делиться впечатлениями.

-3
  1. Волонтерские команды образовательных организаций

В некоторых школах и колледжах бывают уже сформированные команды волонтеров, у которых есть руководитель и, возможно, опыт в проведении мероприятий. Такой вариант удобен для НКО, однако по закону о просветительской деятельности, который вступил в силу 1 июня 2021 года, решение о сотрудничестве с НКО принимается на уровне руководства образовательного учреждения и его нужно оформить официально. Чтобы получить такое разрешение, можно попробовать написать официальное письмо в школу либо обратиться в управу или другой орган власти, но есть вероятность, что ваше обращение будет обрабатываться долго или вовсе зависнет. Поэтому лучший вариант — связаться с кем-то из педагогов через социальные сети, заручиться поддержкой и уже с их помощью обратиться к руководству образовательного учреждения. Педагоги, по словам Ирины Шинкаренко, заинтересованы в волонтерской работе, она положительно влияет на рейтинг преподавателя, а письма и сертификаты, которые они могут получить как руководители волонтерской группы по итогам мероприятий, станут весомым пунктом в их портфолио.

Еще один вариант — зарегистрироваться на сайте Dobro.ru, который помогает связываться с зарегистрированными там образовательными организациями без посредников и создавать официальный профиль, который вызовет доверие к НКО.

-4
  1. Собственный актив волонтеров

Сформированная волонтерская группа (иногда ее даже называют «волонтерская семья») — это, конечно, мечта любой НКО, у которой часто возникает потребность в молодых волонтерах. В этом случае ребята будут готовы регулярно участвовать в мероприятиях, придерживаться ценностей организации, знать ее правила. Однако в этом случае важно постоянно поддерживать активность своих волонтеров: выстраивать с ребятами доверительные отношения, придумывать им разнообразные задачи, чтобы не становилось скучно, проводить сборы хотя бы раз в месяц, мотивировать и поощрять, просить привлекать к проектам друзей и знакомых.

Какой бы вариант НКО ни выбрала, всегда важно уметь себя презентовать. Ирина советует отойти от формата скучных лекций. «В школы и колледжи части приходят люди и о чем-то рассказывают, а дети только и думают: «Опять…» Нужно проводить интерактивы, показывать тиктоки. Хороший вариант — собрать только активистов, которые точно могут заинтересоваться вашим проектом. Пусть лучше будет пять волонтеров, но с горящими глазами».

Найдя креативный формат, нужно как можно более подробно описать, чем занимается ваша организация, какое предстоит мероприятие и что конкретно могут делать ребята. «Одна библиотека попросила на мероприятие школьный отряд, — рассказал Ирина. — В нем были в основном хрупкие девочки, а оказалось, что нужно было помогать передвигаться людям на колясках. Это физически тяжело, девчонки с этим в итоге не справились и расстроились». В процессе презентации важно сразу сказать и о технике безопасности на мероприятии, чтобы и преподавателям, и детям, и родителям, которые их туда отпустят, было все понятно. Если на мероприятии важен «дресс-код», нужна удобная или теплая одежда, также стоит заранее об этом предупредить.

Очень важно мотивировать и педагога, и ребят. Волонтерство — это хорошо, но что конкретно получат волонтеры? Возможно, полезный опыт, впечатления, новые знакомства, поездку в новое место, грамоты и сувениры. Нужно это заранее продумать и оговорить.

Привлечение волонтеров — лишь первый этап в их взаимодействии с НКО. Следующий — подготовка. Нужно обучить ребят мерам предосторожности. К примеру, если несовершеннолетний волонтер участвует в вечернем мероприятии, то к 22:00 он уже должен быть дома. За этим следит руководитель, но и сами дети должны быть готовы уйти с мероприятия раньше. Когда речь идет о работе с детьми с особенностями развития, Анна Пахомова советует рассказывать волонтерам обо всем максимально честно и смотреть на их реакцию. Не все ребята будут готовы работать, например, в ожоговом или онкологическом отделениях. Видите, что волонтер сомневается, предложите ему заняться чем-то другим. Также для лучшей работы группа должна состоять из новичков и опытных ребят, которые смогут помочь и поддержать тех, кто пришел впервые.

Волонтеров важно постоянно сопровождать. Ребята могут растеряться, если гости мероприятия начнут задавать им вопросы, а они не будут знать ответов. Сотрудник фонда, который курирует волонтеров, должен быть рядом, чтобы помочь волонтерам сориентироваться или предложить запасную вакансию. Вот что советует Анна Пахомова: «Если ребенок растерялся или испугался, можно предложить ему ножницы и бумагу. Пусть сидит, вырезает поделки для мероприятия. Волонтер не должен казнить себя за то, что был бесполезен, но и в том, что он испугался, нет ничего такого».

Волонтерам необходимо поощрение. Можно подарить им одинаковые футболки, которые помогут почувствовать себя частью чего-то большого, или устроить интересную лекцию. После мероприятия желательно собраться и поговорить, как все прошло, какие сложности возникли у ребят, что понравилось. Это поможет организовать следующие мероприятия еще лучше, а юные волонтеры будут знать, что их слышат.

Психологическая поддержка со стороны опытных кураторов — это вообще важный пункт, которым нельзя пренебрегать. Она нужна ребятам, потому что:

  1. Волонтеры могут испытывать чувство вины или пережить стресс, особенно если умирает подопечный. В работе Ирины Шинкаренко был случай, когда ребята привязались к бабушке из дома престарелых, навещали ее и ухаживали за ней, а она умерла. «У этой бабушки не было внуков, и мы ее подхватили только тогда, когда здоровье было уже не то», — рассказывает Ирина. В случаях, когда волонтеры сближаются с теми, кому помогают, нужно следить за их судьбой и быть рядом. Иногда, возможно, стоит оградить от таких ситуаций ребят младшего возраста или особенно впечатлительных, предложив им другие виды волонтерства.
  2. У волонтеров, которые готовы работать днями и ночами, часто возникает психологическая и физическая усталость. В случаях, когда руководитель видит, что ребенку пора отдохнуть, нужно поговорить с ним и дать ему отпуск.
  3. У школьников могут возникать конфликты с родителями, которые не понимают их стремления помогать людям: «Я тебе тут трех репетиторов наняла, а ты скачешь по проектам». Здесь в поиске компромисса может помочь площадка Dobro.ru, которая позволяет волонтерам получать баллы, учитываемые при поступлении в вузы и колледжи.
-5
«Ребят, которые приходят в волонтерство, привлекает реальная работа, — говорит Анна Пахомова. — Им важно не просто упаковать конвертики, которые дядя потом передаст в больницу, а самим прийти и пообщаться с пациентами. Они радуются доверию со стороны взрослых и чувствуют себя взрослее».

Наконец, НКО нужно подумать и о рисках, которые могут возникнуть при взаимодействии с юными волонтерами:

  • Низкий уровень подготовки, слабая мотивация волонтеров. Чтобы этого избежать, нужно найти волонтерскую группу образовательного учреждения с грамотным руководителем или создать свою.
  • Проблема с коммуникацией. Избежать этого во многом поможет общий чат в мессенджере.
  • Пропуск мероприятия без предупреждения. Это может произойти из-за страха ребят быть наказанными за то, что подвели организаторов. Чтобы решить эту проблему, с ними нужно просто поговорить.
  • Попытка использовать волонтеров в качестве рабочей силы. Такие ситуации могут возникнуть на сторонних мероприятиях, куда НКО вместе с волонтерским отрядом приглашают помочь, но в результате из-за несогласованности или непродуманности процесса могут озадачивать тем, что ребятам не под силу или совсем неинтересно. Волонтер не грузчик и не разнорабочий. Всегда есть риск потерять доброжелательность со стороны органов власти, получивших неожиданный отказ от НКО в такой ситуации, но важнее вставать на сторону своих ребят.
-6

Последний важный аспект работы с волонтерами — способы их удержать.

  1. Постоянная работа. Волонтер всегда должен знать, что он может что-то сделать для НКО. Часто у студентов и школьников не хватает времени на регулярное посещение очных мероприятий. Тогда можно предложить им подготовить что-то дома (например, материалы для мастер-классов) и тоже внести свой вклад в проект.
  2. Возможность работать время от времени. Еще один способ избежать выгорания и усталости — дать волонтерам понять, что они всегда могут отказаться от предлагаемой работы. Дети боятся, что их могут отругать или больше никуда не пригласить. Нужно объяснить им, что это не так и они не должны быть вовлечены в мероприятия на постоянной основе, особенно когда этого не хотят.
  3. Разнообразие. У волонтера должна быть возможность менять места работы и сферу деятельности: участвовать в мастер-классах и субботниках, посещать больницы и детские дома. Если ребятам не будет скучно, они точно останутся в волонтерской семье.
  4. Доверие. Главное в работе со школьниками и студентами — уважительное отношение к ним. Волонтеры ждут, что с ними будут разговаривать как со взрослыми людьми: советоваться и учитывать мнение по разным вопросам. В образовательных учреждениях часто смотрят на оценки, а не на реальные способности. НКО должны показать, что личные качества гораздо важнее пятерок в дневнике.

Больше новостей об НКО, статей о социально ответственном бизнесе и интервью с общественниками можно найти на сайте Мяч!Медиа.