Найти тему
zorkinadventures

"Темнота таила опасность": как девушка провела полярную зиму на льдине в Арктике

Эстер Хорват – без медведей и полярной ночи.
Эстер Хорват – без медведей и полярной ночи.

В ноябрьский номер National Geographic Россия готовим рассказ замечательной Эстер Хорват: фотограф провела два с лишним месяца в научной станции на льдине в Арктике. Экспедиция называлась MOSAiC – немецкий ледокол «Polarstern» вморозился в лёд и дрейфовал вместе с льдиной по Трансарктическому течению, пересек Северный полюс и освободился от льда в проливе Фрама. Этот дрейф повторил путь Фритьофа Нансена на судне «Фрам» в 1893-1896. Вместе с сотней ученых, судном и научной станцией несколько месяцев дрейфовала и Эстер Хорват. Вот фрагмент ее рассказа и несколько замечательных фотографий.

"На льдину, которая должна была стать нашим домом, мы прибыли 4 октября – в один из последних дней, когда солнце еще поднималось над горизонтом. Вскоре, все вокруг погрузилось во мрак – наступила полярная ночь. Луну и звезды часто затягивало облаками, единственные источники света на которые можно было положиться – прожектор ледокола и наши налобные фонари".

Фото: Эстер Хорват
Фото: Эстер Хорват

"Каждый день мне приходилось напоминать себе, что я не на суше. Лишь слой хрупкого льда толщиной в 60–90 сантиметров отделял нас от океана под ногами. В свете корабельных прожекторов лед выглядел серым, а небо – абсолютно черным".

Фото: Эстер Хорват
Фото: Эстер Хорват

"Фотографировать было сложно. Ветер и пурга затрудняли обзор, руки болели от мороза. Много раз я видела красивый кадр, но не могла его сделать, потому что пальцы меня не слушались. В конце концов я обмотала всю камеру тонкой поролоновой лентой – и смогла, таким образом, делать снимки в варежках".

Фото: Эстер Хорват
Фото: Эстер Хорват

"Эта темнота таила опасность – белых медведей. В свою вторую и последнюю медвежью вахту на льду я одна стояла у палатки с ружьем наперевес. Было слишком темно, слишком ветрено и слишком снежно, чтобы можно было разглядеть хоть что-нибудь – даже белого медведя ростом в два с половиной метра. Но я помнила, что вокруг научной станции протянута сигнальная проволока. Если пройдет медведь – будет вспышка.

Пока я утешала себя этой мыслью, в воздух взмыла оранжевая сигнальная ракета. Я сразу решила мысль: испуганный медведь несется прямо на меня. Я пыталась достать сигнальный пистолет, чтобы отпугнуть зверя, но одубевшими на холоде руками сделать это не получалось. Помог один из ученых, который выбежал из палатки – он выстрелил и отпугнул животное. Когда мы вернулись на корабль, я вся дрожала. Впоследствии выяснилось, что никакого медведя в этот раз не было – сигнальную проволку натянуло ветром. Так или иначе, я решила: впредь буду спускать затвор только на камере".

Фото: Эстер Хорват
Фото: Эстер Хорват

"13 декабря на горизонте показался корабль: ледокол «Капитан Драницын» прибыл, чтобы высадить следующую команду и забрать нас. Обратный путь до суши занял 16 дней. Добравшись до дома, однажды утром, гуляя где-то по городу, я внезапно осознала, что подо мной – твердая земля, мне больше не надо бояться провалиться сквозь лед в океан. Мне не надо озираться в поисках белых медведей. Я поняла, что, наконец, в безопасности. А еще подумала, что все-таки очень скучаю по холоду и темноте".

Еще больше историй – читайте в ноябрьском номере журнала National Geographic Россия. А здесь поглядите историю про то, как Андрей Паламарчук, главный редактор русского издания NG отправился на ледоколе по Северному морскому пути.