Эпиграф
К, сожалению, и такая тоже бывает.
Если моторная алалия характеризуется нарушением произносительной стороны речи, а сенсорная ее пониманием, то при сенсомоторной алалии нарушается и то и другое. В целом это грубое нарушение речи, при котором значительно затруднена речь или отсутствует полностью.
Причины сенсомоторной алалии –нарушение центров воспроизведения и восприятия речи.
Повреждающие факторы
Нарушения могут возникнуть в разные периоды развития ребенка:
- Во время внутриутробного периода:
- инфекционные заболевания матери
- угроза выкидыша
- многоводие и маловодие
- преждевременное излитие вод
- обвитие пуповиной
- вредные привычки
- прием лекарственных препаратов и сопутствующие заболевания
- недостаток витаминов и микроэлементов
2. Во время родов:
- родовые травмы и гипоксии, при которых мозг испытывает кислородное голодание
- применение щипцов
- стремительные роды
3. Послеродовый период:
- поражение мозга в результате травм (ребенка уронили или выпал из коляски, оставшись без присмотра)
- энцефалита и других заболеваний
Симптомы сенсомоторной алалии
1. При сохранном слухе и отсутствии патологий речевого аппарата ребенок не способен произносить звуки. Первые слова появляются к 3 - 4 годам. В разговоре ребенка можно услышать лепет, звукоподражания и увидеть активную жестикуляцию. Ребенок заменяет и пропускает звуки в речи, бесконтрольно произносит слова, но не может их целенаправленно повторить. В речи преобладают существительные.
2. Ребенок хорошо слышит звуки и слова обращенной к нему речи, но в силу дефектов, не может их анализировать и соответственно реагировать. Иногда ребенок даже не реагирует на собственное имя. При этом ребенок многократно может произносить разные слова, слоги – эффект логореии или многословия. При этом речь не членораздельная, состоит из междометий, лепетных слов.
3. В незнакомой обстановке все симптомы усугубляются, поскольку ребенок попадает в непривычную среду и потеряв опору, он может ничего не понимать и не реагировать даже на голос мамы.
4. Дети с сенсомоторной алалией отличаются импульсивностью, неустойчивым настроением. Из-за этого у них нет друзей и они обособлены от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим трудностям.
При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяется неврологическая симптоматика:
Трудности с координацией и мелкой моторикой;
Неуклюжесть;
Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
Заикание;
Энурез;
Нарушения сна и аппетита.
Степени тяжести
- Легкая степень, при которой присутствуют незначительные нарушения последовательности звуков в слове, использование простых предложений из 2 или 3 слов, при этом речь ребенка довольно понятна.
- Средняя степень, при которой ребенок с трудом понимает обращенную речь и есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз.
- Тяжелая степень, когда ребенок не понимает обращенную речь совсем, а собственная речь отсутствует или непонятна окружающим.
Диагностика сенсомоторной алалии
Следует понимать, что диагностика проводится с участием невролога, логопеда, оториноларинголога, психолога, педиатра.
Для уточнения диагноза и выявления признаков повреждения головного мозга, исключения объемных образований, сосудистых проблем маленького пациента направляют на электроэнцефалографию, допплер сосудов, МРТ или КТ.
Лечение сенсомоторной алалии у детей
Проводится комплексная терапия, требующая индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. Занятия с логопедом и психологом должны быть регулярными.
Медицинская оставляющая терапии заключается в назначении лекарственных средств, которые стимулируют мозговой метаболизм, восстанавливают связи между нейронами. Используются ноотропы, поливитамины и другие группы препаратов по необходимости. В курс входят физиотерапевтические методики (лазеротерапия, иглорефлексотерапия, электрофонофорез, электростимуляция, магнитотерапия), массаж.
Коррекционные занятия по развитию речи у ребенка
Работу по развитию речи может вести логопед или дефектолог.
Этапы развития речи:
- на первом этапе обучают правильно воспринимать и воспроизводить звуки и слова;
- второй этап терапии направлен на построение слов и коротких фраз, выработку навыков ведения диалога. Одновременно обогащается набор слов в лексиконе;
- третий этап коррекционных работ заключается в развитии монологовой речи, закреплении грамматики.
Детям с сенсомоторной алалией полезно
- развитие моторики при помощи рисования, конструирования, лепки, аппликации
- водолечение (бассейн, гидромассаж, лечебные ванны
- общение с лошадьми и дельфинами
- работа с психологом
Родителям важно понимать
Чем раньше ребенку поставлен правильный диагноз и начата коррекция, тем оптимистичнее будет прогноз.
Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.
Совет: будьте внимательны к своим детям и вовремя консультируйтесь у проверенных специалистов.
Ставьте 👍, если статья была полезной.
Подписывайтесь на канал, задавайте вопросы и на них получайте ответы.
С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.