Найти тему
Игорь Орлов

Древние греки о 3 видах разума

Оглавление

Есть старый анекдот.

Студент спрашивает профессора:

- Если бы Вам предложили килограмм ума или килограмм золота, чтобы Вы выбрали?

- Килограмм ума – ответил профессор.

- А я бы золота. Каждый выбирает то, чего ему не хватает – заключил студент.

Студент и профессор (фото из Яндекс Картинки)
Студент и профессор (фото из Яндекс Картинки)

На самом деле, в ответе профессора есть один важный нюанс, о котором мог не знать студент: какой ум хотел бы приобрести профессор.

Нюанс очень важный.

Есть ведь и народное выражение:

«Если ты такой умный, то почему бедный?».

Разные виды ума есть. Их опытно заметили и заявили о них еще древние греки (и не только они).

Какие 3 вида ума увидели древние греки?

  • Нус (или по латыни – mens) – это высший ум, постигающий и сознающий, интеллектуальная интуиция. Связь с Космосом (в голографической модели интеллекта). Через этот ум человеку приходят открытия, озарения, догадки. Это близко тому, что йоги называют "третьим глазом" или 6 чакрой (Аджна). Успешные (ум всегда связан с тем или иным успехом) ученые исследователи и открыватели, предприниматели, детективы, опытные подвижники, которые правильно видят знаки Бога – все это люди этого ума.

  • Логос (или по латыни – ratio) – это вербально логический ум. Это умение выразить мысль в слове, умение возражать и аргументировать, вести дебаты. Успешные политики, дипломаты, ораторы, юристы, блогеры, продавцы сложных услуг проявляют именно этот ум. Когда Вы проходите тесты интеллекта в крупных компаниях, то Вам предлагают пройти тест на вербальное мышление. Оно исследует именно вашу рациональность, силен ли в Вас ум как логос. Этот ум важен в любой профессии, где надо влиять, продвигать, продавать.
Интересно, что в античном богословии, Бог (Божественный разум) мыслился как Высший Нус: всеведующий и провидящий. У стоиков же, Бог (мировой Разум) понимался, как Высший Логос: мудрый, природный, гармоничный. Всякая культура по своему видит Высшее.

  • Фронесис (или по латыни – prudentia) – сообразительность, практическая мудрость и общечеловеческий здравый смысл. Кстати, от prudentia и термин - юриспруденция, cообразительность в вопросах права.

Платон видел во фронесисе не только бытовую сообразительность, но шире – жизненную мудрость.

Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа (фото из Яндекс Картинки)
Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа (фото из Яндекс Картинки)

Аристотель (ученик Платона) не был согласен с таким определением и говорил о том, что фронесис – это бытовой практический ум, для успешного ведения земных дел, а софос – это теоретическая мудрость, как понимание и представление. И не всякий человек, который понимает широко и мудро, бывает успешен в практических делах и реализациях. Он может быть понимателем, а не деятелем.

Аристотель, философ, ученый-исследователь, ученик Платона (фото из Яндекс Картинки)
Аристотель, философ, ученый-исследователь, ученик Платона (фото из Яндекс Картинки)

(Если, конечно, не приложит специальные усилия, чтобы стать таковым. Надо знания из головы "опустить" в руки, сделав их прикладными, сформировав навыки)

Был у Аристотеля жизненный пример на этот счет.

Гиппократ из Хиоса, решив подправить благополучие своей жизни занялся торговлей и все потерял. Не хватило ему ума, того самого фронесиса. Но зато потом он сделал выдающееся открытие в математике.

Гиппократ, философ, ученый, просветитель (фото из Яндекс Картинки)
Гиппократ, философ, ученый, просветитель (фото из Яндекс Картинки)

Перикл, государственный деятель обладал сильным умом - фронесисом. При нем афинское государство расцвело.

Перикл, древнегреческий государственный деятель (фото из Яндекс Картинки)
Перикл, древнегреческий государственный деятель (фото из Яндекс Картинки)

Анаксагор, напротив был "софосом" (мудрецом - теоретиком). В практической области мыслил слабо. Но он помогал Периклу и развил аттическую философию и добивался просвещения Афин.

Анаксагор, древнегреческий философ (фото из Яндекс Картинки)
Анаксагор, древнегреческий философ (фото из Яндекс Картинки)

Есть и много других примеров. И из древнего времени, и из современности.

Соответственно, важен не просто ум (это несколько абстрактный термин), а именно тот ум, который полезен для жизни, и в той или иной деятельности.

Можно быть умным одним умом и неумным другим. Любое дело всегда требует конкретного ума, нужного для его успешности. И потому, полезно учиться уму- разуму нужному для разных жизненных дел, развивать разные виды ума, и не стесняясь этого.

Помня простые вещи:

Нус активируется поисками сокрытого главного, молитвами и медитациями, логос и фронесис - натаскиваются опытом практических дел.

Каждый человек, сталкиваясь с задачами и-или неуспехами в жизни, либо развивает нужный ум для дела, либо говорит – не мое, и продолжает опираться на тот ум, который у него уже есть, не обретая иного.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.