Поводом для написания этой статьи стал один случай - немыслимый в годы моего пионерского детства, но, увы, весьма популярный сейчас. Вообще-то мне интересно, к чему придет вся эта система, когда ребенок вроде бы в приоритетном положении, но на самом деле абсолютно бесправен. Когда учитель бесправен без всякого приоритетного положения, которое у него должно бы быть - именно он выигрывает будущие сражения на всех фронтах, будь то экономика или наука. Сильно сомневаюсь, что при нынешнем положении вещей удастся достичь хоть каких-то результатов в будущем. В общем, размышления на тему. Писалось для газеты, в ней и выйдет, а здесь - немного другой вариант.
***
В конце прошлой недели Сосновый Бор неожиданно оказался местом шумного скандала. В одной хорошей школе учительница, о которой до этого момента были исключительно положительные отзывы, во время урока не отпустила ученицу в туалет. Школьница до перемены не дотерпела, под партой образовалась лужа. Одноклассники, как водится, снимали все, что за этим последовало – и, как это сейчас бывает почти всегда, закинули все это в социальные сети. Подробности опускаю – желающие сами могут все это найти. В том числе и крики «ату» в комментариях – разумеется, относятся они к учительнице.
Результат закономерен – как отметили в понедельник на городской планерке, с учительницей расторгнут трудовой договор, а с директора взяли объяснительную, и после разбирательства в администрации будут решать, что делать дальше.
Сосновый Бор – не единственное место, где случаются подобные происшествия. Причем происходят они все чаще и во многих регионах. На этом самом месте возникает закономерный вопрос – а в конкретном ли учителе дело? Не сбоит ли что-нибудь в нынешних принципах воспитания и организации педагогической работы?
Что ж, давайте посмотрим. И первое, что мы увидим – это то, что учитель зажат инструкциями, договорами и положениями со всех сторон. Он полностью отвечает за ученика, когда тот находится на уроке. Но бумажка имеется все-таки не на каждый шаг, и в некоторых ситуациях учитель вынужден принимать решение сам. Например, он должен решать, отпустить ребенка с урока в туалет или нет. Он подписывал инструкцию об охране жизни и здоровья детей, и прекрасно сознает, что если ребенок в том туалете поскользнется и что-нибудь себе сломает – отвечать будет он, учитель. Причем по всей строгости закона. То, что будет примерно то же самое, если не отпустить – большинству людей приходит в голову уже потом. Вот и оказывается педагог в ситуации «казнить нельзя помиловать», и каждый раз вынужден решать, где ставить запятую. В любом случае виноват будет он.
Да, но когда учитель всегда виноват – снижается и престиж его профессии, и престиж образования вообще.
На этом самом месте возникает второй традиционный вопрос русской интеллигенции – а что делать? Собственно, вариантов два. Один – четко прописать в инструкции, что в туалет надо отпускать и что учитель не отвечает за ребенка, если тот упал с горшка. Просто черным по белому, и под подпись, и чтобы учитель точно знал, что ему за это ничего не будет... Абсурд, скажете? Но куда деваться, если и так каждый шаг регламентирован? Разумеется, туалеты должны быть абсолютно безопасны, и это уже сфера ответственности школы.
Есть и второй путь. Назначить специального сотрудника, который будет водить детей в туалет с уроков. А лучше нескольких, потому что классов много, а в некоторых школах начальный блок отделен от старшего. Да-да, в старших классах придется это делать тоже – несовершеннолетние же! Кстати, в данной ситуации речь ведь тоже не о первом классе – инцидент случился в шестом.
Как бы странно это ни звучало, но современная школа стремится именно к этому. Это устраивает не всех, и все чаще звучат голоса, призывающие откатить современную систему образования на полвека назад. Нет, речь, конечно же, не о том, чтобы в компьютерную эпоху заставлять писать перьевыми ручками. И не о глупостях вроде «брось мышку, возьми книжку» - понятно, что не бросят, и что компьютерная мышь и книжка вполне даже совмещаются. Сами образовательные программы меняются и будут меняться в зависимости от экономического развития и потребностей экономики.
Но в любом случае школа должна готовить ребенка к взрослой жизни. К самостоятельной жизни. И закладываются основы этой самостоятельности в первом классе. Да, ровно с того момента, когда ребенок впервые переступил школьный порог.
Что мы имеем сейчас? Точнее, что имеет ребенок с первого по одиннадцатый класс? По сути он оказывается в золотой клетке. С одной стороны, он вроде бы находится в приоритетном положении. Его опекают, защищают, обеспечивают – и это хорошо. С другой – у него нет никакой зоны ответственности. Дома за каждый его щаг отвечают родители, в школе – учитель (но под постоянным прессом родителей). Вот и получается, что современный ребенок запрессован так, как его бабушкам и дедушкам не могло присниться в кошмарном сне - при том, что этих самых бабушек и дедушек учили жить не только учителя, но и все детские организации, которые были в тогдашней школе.
Вы можете себе представить, что подобная история случилась в шестом классе полвека назад? Я – нет, при том, что училась в той же самой школе. Что бы сделал ученик средних классов, который не в состоянии дотерпеть до перемены? Он тихонько бы встал и вышел. Даже с контрольной работы. Потом так же тихо бы вернулся. Младшие – отпрашивались, старшие – вели себя как взрослые. Потому что у них была своя доля ответственности, в том числе – за себя. Сделать лужу под партой было гораздо хуже, чем получить втык от взрослого – если бы все же не отпустили, что гипотетически все-таки могло произойти.
Все подобные случаи, описаниями которых просто изобилуют социальные сети, однотипны. Дети абсолютно послушны и неукоснительно выполняют то, что требуют от них взрослые. И возникает вопрос – а действительно ли нынешние взрослые хотели именно этого? Абсолютно управляемых, стопроцентно подконтрольных детей, которые не умеют и не любят принимать самостоятельные решения? Ведь настанет момент, когда эти решения принимать все равно придется. И отвечать – не только за себя, но и за других. Окажутся ли нынешние школьники к этому готовы...
Ирина ПОЛЯКОВА