Фото:glavagronom.ru
Ольга МОЖЕЙКО
Закон о зерне, который должен вступить в силу в самое ближайшее время, уже наделал много шума среди сельхозтоваропроизводителей. Одни фермеры нововведения хвалят, другие — относятся настороженно, считая, что это очередная «палка в колесо» в и без того сложные условия работы хозяйств.
Елена Трошина — заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках проведения Золотой Осени-2021, решила развеять все мифы и подробно остановилась на концептуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся развития зернового комплекса, а также на уже принятых нормативно-правовых актах и актах, находящихся в высокой степени готовности. О самых интересных выводах, нововведениях и сроках вступления в силу обновлений — в материале «ГлавАгроном».
30 декабря 2020 года и в июне текущего года были внесены идеологические фундаментальные изменения в законодательство о зерне. Закон 1993 года претерпел существенные изменения, касающиеся целого ряда пунктов.
В Российской Федерации зерно, согласно действующему законодательству, является национальным достоянием страны, одним из факторов устойчивого развития экономики.
Основные изменения Закона о зерне
Закон Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4973-1 «О зерне»
30.12.2020 № 520-Ф3
28.06.2021 № 221-Ф3
Нововведения в Закон «О зерне»:
- Организация государственного мониторинга зерна в период уборки урожая в месте его выращивания с географическим указанием.
- Создание, развитие и эксплуатация Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки.
- Формирование и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги.
- Оформление товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна.
- Процедура изъятия, экспертизы, возврата или утилизации партии зерна, которая не соответствует требованиям международных договоров РФ или иных актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ.
- Учет зерна и продуктов переработки зерна.
- Проведение лабораторных исследований при экспортно-импортных операциях.
- Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.
Основными новеллами обновленного закона является осуществление государственного мониторинга зерна в месте его происхождения. Государственный мониторинг будет осуществляться силами подразделений, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, а также Россельхознадзору.
Второе новшество — внедрение системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, формирование и ведение федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и/или оказывающих услуги по хранению зерна.
Отдельное внимание в законе уделено процедурам изъятия, экспертизы, возврата и утилизации зерна, которое не соответствует требованиям международных договоров и законодательству Российской Федерации.
Также законом закреплено обязательное требование по ведению учета зерна и продуктов его переработки на предприятии, где осуществляется хранение зерна.
Отдельные требования в законе касаются проведения обязательных лабораторных исследований при осуществлении экспортно-импортных операций.
На федеральном уровне законодательно закреплено осуществление федерального государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.