Найти в Дзене
plants and science

что ожидать, к чему готовиться российским аграриям от нового закона

Оглавление

Фото:glavagronom.ru

Ольга МОЖЕЙКО

Закон о зерне, который должен вступить в силу в самое ближайшее время, уже наделал много шума среди сельхозтоваропроизводителей. Одни фермеры нововведения хвалят, другие — относятся настороженно, считая, что это очередная «палка в колесо» в и без того сложные условия работы хозяйств.

Елена Трошина — заместитель директора Департамента регулирования рынков АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках проведения Золотой Осени-2021, решила развеять все мифы и подробно остановилась на концептуальных изменениях в законодательстве Российской Федерации, касающихся развития зернового комплекса, а также на уже принятых нормативно-правовых актах и актах, находящихся в высокой степени готовности. О самых интересных выводах, нововведениях и сроках вступления в силу обновлений — в материале «ГлавАгроном».

30 декабря 2020 года и в июне текущего года были внесены идеологические фундаментальные изменения в законодательство о зерне. Закон 1993 года претерпел существенные изменения, касающиеся целого ряда пунктов.

В Российской Федерации зерно, согласно действующему законодательству, является национальным достоянием страны, одним из факторов устойчивого развития экономики.

Основные изменения Закона о зерне

Закон Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4973-1 «О зерне»

30.12.2020 № 520-Ф3

28.06.2021 № 221-Ф3

Нововведения в Закон «О зерне»:

  1. Организация государственного мониторинга зерна в период уборки урожая в месте его выращивания с географическим указанием.
  2. Создание, развитие и эксплуатация Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки.
  3. Формирование и ведение реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и оказывающих связанные с хранением услуги.
  4. Оформление товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна.
  5. Процедура изъятия, экспертизы, возврата или утилизации партии зерна, которая не соответствует требованиям международных договоров РФ или иных актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства РФ.
  6. Учет зерна и продуктов переработки зерна.
  7. Проведение лабораторных исследований при экспортно-импортных операциях.
  8. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна.

Основными новеллами обновленного закона является осуществление государственного мониторинга зерна в месте его происхождения. Государственный мониторинг будет осуществляться силами подразделений, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, а также Россельхознадзору.

Второе новшество — внедрение системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, формирование и ведение федерального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение зерна и/или оказывающих услуги по хранению зерна.

Отдельное внимание в законе уделено процедурам изъятия, экспертизы, возврата и утилизации зерна, которое не соответствует требованиям международных договоров и законодательству Российской Федерации.

Также законом закреплено обязательное требование по ведению учета зерна и продуктов его переработки на предприятии, где осуществляется хранение зерна.

Отдельные требования в законе касаются проведения обязательных лабораторных исследований при осуществлении экспортно-импортных операций.

На федеральном уровне законодательно закреплено осуществление федерального государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.