Градостроительные преобразования происходят не только тогда, когда территория застраивается новыми зданиями и сооружениями, но и тогда, когда из-за небрежения она приходит в запустение. Сформированные архитектурные ансамбли нарушаются, и усилия их создателей идут прахом. Один из таких печальных примеров — история заводской усадьбы Нобелей на Пироговской набережной Большой Невки.
В прошлый раз мы писали о том, как шведы Нобели основали в Петербурге промышленную династию и построили на Выборгской стороне механический завод «Людвиг Нобель». Сегодняшнее повествование LegenDaily посвящено послереволюционной истории предприятия и его территории. Она, к сожалению, полна невеселых страниц.
В 1879 году Нобели основали «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», оно вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку. У компании были собственный парк судов, вагоны-цистерны, нефтебазы, нефтеперерабатывающие заводы в разных городах Российской империи.
Поэтому логично, что на заводе в Петербурге решили выпускать дизельные двигатели по лицензии изобретателя этого агрегата Рудольфа Дизеля. Причем Нобель и его команда усовершенствовали конструкцию двигателя, чтобы тот мог работать не на керосине, а на сырой нефти. Разработка получила гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где ее прозвали «русским дизелем».
В 1890-е годы на долю Нобелей приходилось 16% российской нефтяной промышленности, к концу века Нобели добывали 9% мирового объема нефти.
Но время в начале XX века уже было тревожное: в разных городах России по несколько раз в год проходили стачки. Бастовали и рабочие Нобелей, хотя на предприятиях шведов условия труда были не сравнимы со среднероссийскими.
Листайте галерею.
Новые власти после революции принялись переименовывать отобранные у прежних владельцев предприятия на революционный манер. «Людвигу Нобелю» в 1919 году дали имя «Русский Дизель»: все немецкое в те годы звучало революционно, ведь в Германии в 1918-1919 годах тоже случилась революция.
Листайте галерею.
После войны «Русский Дизель» оставался одним из крупнейших в СССР предприятий отрасли. Он выпускал дизель-генераторы систем безопасности и аварийной защиты атомных электростанций, двигатели для военного, рыболовного и торгового флота. Причем по большей части для нужд производства хватало тех корпусов, которые построили Нобели. В советские годы на территории завода и вблизи его появилось лишь несколько новых зданий.
Листайте галерею.
В 1990-е годы объем производства «Русского Дизеля» стал стремительно сокращаться, и к концу десятилетия его обанкротили. Запрет на приватизацию оборонного предприятия был снят, и заводские корпуса получили несколько новых собственников.
Бывший особняк Нобелей, построенный по проекту шведского архитектора Карла Андерсона, до 2006 года принадлежал Петербургу, потом перешел в федеральную собственность, в декабре 2010 года его передали в оперативное управление Санкт-Петербургского государственного университета.
Листайте галерею.
Если бы здания бывшего завода своевременно передали инвесторам, наверняка, сейчас картина была бы не столь удручающей. У государства нет денег на поддержание памятников в должном состоянии, и, увы, нередко случается, что ценные исторические объекты из-за этого разрушаются. Мы не знаем, что будет с бывшим заводом Нобелей, но очевидно, что с каждым днем риск их утраты возрастает.
А как вы считаете: стоит передавать такие памятники инвесторам или ждать, когда у государства появятся средства на восстановление?
Источники фото: vk.com, alexdoomer2009, goskatalog.ru, collectiononline.polithistory.ru, pastvu.com, lenarudenko.livejournal.com, kanoner.com, mmet.livejournal.com, 4traveler.ru, vk.com.