Найти в Дзене
LegenDaily

Градостроительный резонанс: Дизель вместо Нобеля

В 1931 году завод «Русский Дизель» (бывший «Людвиг Нобель») считался крупнейшим в СССР производителем дизельных двигателей.
В 1931 году завод «Русский Дизель» (бывший «Людвиг Нобель») считался крупнейшим в СССР производителем дизельных двигателей.
Сейчас большая часть территории завода пришла в запустение, здания разваливаются.
Сейчас большая часть территории завода пришла в запустение, здания разваливаются.

Градостроительные преобразования происходят не только тогда, когда территория застраивается новыми зданиями и сооружениями, но и тогда, когда из-за небрежения она приходит в запустение. Сформированные архитектурные ансамбли нарушаются, и усилия их создателей идут прахом. Один из таких печальных примеров — история заводской усадьбы Нобелей на Пироговской набережной Большой Невки.

В прошлый раз мы писали о том, как шведы Нобели основали в Петербурге промышленную династию и построили на Выборгской стороне механический завод «Людвиг Нобель». Сегодняшнее повествование LegenDaily посвящено послереволюционной истории предприятия и его территории. Она, к сожалению, полна невеселых страниц.

В 1879 году Нобели основали «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель», оно вело нефтедобычу и нефтепереработку в Баку. У компании были собственный парк судов, вагоны-цистерны, нефтебазы, нефтеперерабатывающие заводы в разных городах Российской империи.

Поэтому логично, что на заводе в Петербурге решили выпускать дизельные двигатели по лицензии изобретателя этого агрегата Рудольфа Дизеля. Причем Нобель и его команда усовершенствовали конструкцию двигателя, чтобы тот мог работать не на керосине, а на сырой нефти. Разработка получила гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где ее прозвали «русским дизелем».

К 1913 году Нобели стали крупнейшими нефтепромышленниками России, а на своем петербургском заводе они выпускали не только дизельные двигатели, но и паровые машины и котлы, оружие, станки и прочую механическую продукцию. Источник: книга «Механический завод «Людвиг Нобель». 1862-1912».
К 1913 году Нобели стали крупнейшими нефтепромышленниками России, а на своем петербургском заводе они выпускали не только дизельные двигатели, но и паровые машины и котлы, оружие, станки и прочую механическую продукцию. Источник: книга «Механический завод «Людвиг Нобель». 1862-1912».
В 1890-е годы на долю Нобелей приходилось 16% российской нефтяной промышленности, к концу века Нобели добывали 9% мирового объема нефти.

Но время в начале XX века уже было тревожное: в разных городах России по несколько раз в год проходили стачки. Бастовали и рабочие Нобелей, хотя на предприятиях шведов условия труда были не сравнимы со среднероссийскими.

Листайте галерею.

Новые власти после революции принялись переименовывать отобранные у прежних владельцев предприятия на революционный манер. «Людвигу Нобелю» в 1919 году дали имя «Русский Дизель»: все немецкое в те годы звучало революционно, ведь в Германии в 1918-1919 годах тоже случилась революция.

Листайте галерею.

После войны «Русский Дизель» оставался одним из крупнейших в СССР предприятий отрасли. Он выпускал дизель-генераторы систем безопасности и аварийной защиты атомных электростанций, двигатели для военного, рыболовного и торгового флота. Причем по большей части для нужд производства хватало тех корпусов, которые построили Нобели. В советские годы на территории завода и вблизи его появилось лишь несколько новых зданий.

Листайте галерею.

В 1990-е годы объем производства «Русского Дизеля» стал стремительно сокращаться, и к концу десятилетия его обанкротили. Запрет на приватизацию оборонного предприятия был снят, и заводские корпуса получили несколько новых собственников.

Бывший особняк Нобелей, построенный по проекту шведского архитектора Карла Андерсона, до 2006 года принадлежал Петербургу, потом перешел в федеральную собственность, в декабре 2010 года его передали в оперативное управление Санкт-Петербургского государственного университета.

Листайте галерею.

Если бы здания бывшего завода своевременно передали инвесторам, наверняка, сейчас картина была бы не столь удручающей. У государства нет денег на поддержание памятников в должном состоянии, и, увы, нередко случается, что ценные исторические объекты из-за этого разрушаются. Мы не знаем, что будет с бывшим заводом Нобелей, но очевидно, что с каждым днем риск их утраты возрастает.

А как вы считаете: стоит передавать такие памятники инвесторам или ждать, когда у государства появятся средства на восстановление?

Источники фото: vk.com, alexdoomer2009, goskatalog.ru, collectiononline.polithistory.ru, pastvu.com, lenarudenko.livejournal.com, kanoner.com, mmet.livejournal.com, 4traveler.ru, vk.com.

Понравилась статья? Поделитесь своим мнением в комментариях. Не забудьте поставить лaйк и пoдписaтьcя на кaнaл LegenDaily, чтобы не пропустить новые публикации и помочь в развитии канала!