Мы часто противопоставляем руководителей и специалистов. Причём, до такой степени, что почти заявляем, что они в отношении друг друга чуть ли не инопланетяне. И небольшая доля истины в этом есть.
Действительно, у руководителя должна возникать, и возникает определенная деформация. Но... она свойственна любой профессии. Врач сосредоточен на поиске патологии, инженер по технике безопасности везде видит риски, а руководитель видит то, что может помочь или помешать выполнению задач. Если, конечно, он профессионал.
Любая профессия - это набор процедур. Процедур, для выполнения которых нужен набор общих и специальных знаний.
Когда речь идёт например, о профессии врача, программиста, сварщика, парикмахера или бухгалтера, этот тезис не подвергается сомнению. Приходя за услугой или нанимая таких людей на работу, мы интересуется не только опытом, но и свидетельствами того, что они получили соответствующее образование. Да ещё и постараемся перепроверить их квалификацию. Ведь мы не хотим поставить себя в зависимость от дилетанта, пусть даже и демонстрирующего наилучшие намерения.
С трудом представляю себе ситуацию, в которой на позицию врача возьмут человека, у которого нет специального образования, потому, что "вроде должен справиться".
Есть, конечно, ряд профессий, в которых выбирают не по диплому, а по опыту и потенциалу. Как правило, это деятельность, предусматривающая довольно простые процедуры и поддающаяся лёгкому контролю. Разнорабочему или секретарю на начальной стадии не требуется глубокого погружения. Достаточно получить простые основы. Потом, приобретая опыт ошибок и их исправления, такие работники понемногу повышают свою квалификацию. Медленно и не особо эффективно. Но и ответственность на них лежит соответствующая.
В тех же областях, где подготовленных изначально людей найти сложно, а ответственность повышена, например, в продажах, используется практика непрерывного обучения.
И только руководители остаются за бортом. В их случае рассчитывают исключительно на опыт. Ведь общепринятой системы управленческих знаний просто нет. Обучение же по специальностям, связанным с управлением, ограничивается передачей теорий, разработанных в разные эпохи и в разных культурах. Причём, теорий, которые зачастую либо подменяют друг друга, либо друг другу противоречат.
А вот процедурам не учат. Совсем. Зачастую потому, что преподаватели сами имеют о них весьма смутное представление. Ведь у них самих не было практики применения знаний.
Выглядит это так, как если бы хирургию преподавания в стиле: "Задача хирурга - разрезать пациента, что-нибудь поправить, а потом зашить". А на вопросы о том, где именно сделать разрез, отвечали: вот здесь, плюс минус пятнадцать сантиметров.
Управление, как и любая профессия, состоит из весьма простых, на первый взгляд, процедур. Но эти процедуры должны выполняться с соблюдением правил. Которые, в свою очередь, нужно знать.
Кроме того, в управлении существует масса профессиональных нюансов, которые определяют качество рабочих процессов. И их тоже нужно тоже нужно изучать. Причём, не столько на опыте своих ошибок и достижений, сколько на чужом опыте, изложенном в большом количестве научно-практических исследований. Ведь первичным объектом воздействия в этой профессии является человек. А неправильное выполнение процедур создаёт для него опасность.
Вот поэтому я и прикладываю усилия к тому, что бы сделать управление признанной профессией со структурированной системой знаний и умений.