Помощник Минобороны США Кристофер Майер в составе американской делегации провёл встречу с официальными лицами правительства Узбекистана, в ходе которой они обсудили вопросы безопасности узбекских границ.
Как ранее сообщало Politico, Белый Дом намеревался поднять вопрос размещения на территории Республики американских контртеррористических сил. Однако глава МИД Узбекистана Абдулазиз Камилов опроверг данную информацию, заявив, что данный вопрос «не стоит и не обсуждается», ввиду положениям Оборонной доктрины Узбекистана, которая была принята в январе 2018 года и не допускает нахождение иностранных военных объектов.
«Обсуждение» и возможно какие-нибудь «консультации» от опытной и исключительной армии США это, безусловно, полезно и хорошо для Узбекистана, однако на фоне всей ситуации в Афганистане, произошедшей как раз по вине Вашингтона, обычных советов и слов поддержки катастрофически мало.
Узбекистан, имея одну из самых сильных армий в Центральной Азии (правда всего 51 место в мировом рейтинге) вознамерился защищать себя сам и даже отказался от помощи ОДКБ.
Понятно, что граница с Афганистаном небольшая – всего 144 км, но здесь стоит обратить внимание на качественные показатели потенциального врага. Талибан (запрещено в РФ) – движение, наделавшее максимум шума в последние годы, можно сказать победившее 2 сильнейшие армии на планете. И вот против них, в случае открытого конфликта (а он вполне может назреть, учитывая, что бывший президент Афганистана Ашраф Гани бежал из страны именно с помощью узбеков) придётся сражаться узбекским военным? Вашингтон консультировал официальный Ташкент как проиграть этим отъявленным головорезам?
Возможно узбекские Рембо и смогут сдерживать талибов на таком небольшом участке, допустим. Но есть два ключевых фактора почему данное теоретическое противостояние обречено на провал:
1. Рядом с Узбекистаном есть авторитарный и едва ли обороноспособный Туркменистан. Эта богом забытая страна имеет протяжённую границу как с Афганистаном, так и с Узбекистаном и может стать новым плацдармом для талибов.
2. Полчища военной техники, брошенной США во время стремительного бегства из региона. Больше 20 тысяч бронеавтомобилей, 350 тысяч различных автоматов, 170 артиллерийских установок, более 8 тысяч грузовых машин, сотня вооружённых ракетами и пулемётами вертолётов и десятки американских военных баз, высокотехнологичных и укреплённых. Всего добра на 83 млрд долларов. Как с этим бороться маленькому Узбекистану, если даже америкосы не смогли?
Именно поэтому все эти консультации министерства обороны США выглядят смешно и иронично.