Найти в Дзене
Окно в Россию

Русские писатели, которых Лев Толстой ценил больше всего

Оглавление

Толстой не только много писал, но и невероятно много читал, причем на нескольких языках. Что же из прочитанного он считал наиболее важным?

АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА

Кира Лисицкая (Фото: Legion Media, Corbis, Heritage Images/Getty Images)
Кира Лисицкая (Фото: Legion Media, Corbis, Heritage Images/Getty Images)

В библиотеке Льва Толстого хранится немыслимое количество самых разных книг, причем многие Толстой читал в оригинале - он знал около 15 языков. От древних восточных мыслителей до последних новинок русской литературы - Толстой пытался успеть ознакомиться со всем. На многие книги он оставлял отзывы, писал свои впечатления в письмах друзьям и издателям. В 1890-х он даже составил список самых важных книг, причем отсортировал их по возрасту, когда нужно читать.

Известно, что он очень любил Виктора Гюго и Чарльза Диккенса. При этом Толстой недолюбливал Уильяма Шекспира и Александра Пушкина. Категорически не нравились ему и пьесы Антона Чехова. А большинству стихов он предпочитал прозу.

А каких же русских писателей он ценил больше всего?

Александр Пушкин

Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. Corbis/Getty Images
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. Corbis/Getty Images

Да-да, мы не ошиблись. Пушкина-поэта (как впрочем и Пушкина-драматурга) Толстой совсем не любил и писал: «Слаб и “Борис Годунов” Пушкина, подражание Шекспиру». Толстой был недоволен, что Пушкина так возвеличивают, ставят ему памятники - ведь «вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные».

Да и вообще, высоконравственному Толстому сам поэт был неприятен - «человек больше чем легких нравов», к тому же погиб на дуэли, «т. е. при покушении на убийство другого человека»!

Однако прозу Пушкина Толстой высоко ценил и очень любил сборник «Повести Белкина»: «Их надо изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». Кроме того, Толстому очень нравилась «Пиковая дама».

Неоконченный отрывок «Гости съезжались на дачу» исследователи даже считают толчком к написанию «Анны Карениной». Уж очень Толстой восхищался его началом, которое вводит прямо в эпицентр сюжета, без лишних предисловий и описаний. Так же он поступил и в своем романе, начав его с фразы «Все смешалось в доме Облонских».

В списке важных книг Толстой рекомендовал и «Евгения Онегина», который хоть и написан в стихах, но является большим романом.

Михаил Лермонтов

Гурий Крылов. Портрет Михаила Лермонтова. Heritage Images/Getty Images
Гурий Крылов. Портрет Михаила Лермонтова. Heritage Images/Getty Images

Второго важнейшего русского поэта после Пушкина Толстой тоже ценил исключительно за прозу. «Героя нашего времени» несколько раз перечитывал и рекомендовал его в списке важных книг (особенно часть романа «Тамань»).

Ценил он и то, что Лермонтов был профессиональным военным, а не писателем (и как сам Толстой служил на Кавказе). В Лермонтове он видел «самые высокие нравственные требования, лежащие под скрывающим их напущенным байронизмом». Вопросы нравственности ужасно заботили и самого Толстого. Литературоведы также считают, что писателей сближает болезненная неудовлетворенность собой и склонность к самобичеванию.

Николай Гоголь

Фёдор Моллер. Портрет Николая Гоголя. Legion Media
Фёдор Моллер. Портрет Николая Гоголя. Legion Media

«Гоголь — огромный талант, прекрасное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум», - писал Толстой об авторе «Мертвых душ». Однако, в свойственной ему манере, Толстой критически подходил ко всем произведениям и многое ему не нравилось.

Так, при хорошем впечатлении от пьесы «Ревизор», он назвал «отвратительной чепухой» финальную немую сцену, довольно патетическую. Не понравился ему и неоконченный второй том «Мертвых душ», который, впрочем, и сам Гоголь сжег, посчитав неудачным.

Толстой обвинял писателя в подмене настоящей веры суеверностью и в том, что «он усваивает искусству несвойственное ему высокое значение». Кроме того, основным приемом Гоголя был смех - и Толстой был недоволен, что высмеивает Гоголь не только дворян и чиновников, но и крестьян, которые по его мнению, этого не заслуживают.

А вот что Толстой в Гоголе по-настоящему ценил, так это «народный» талант - и сборник повестей о деревенской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» Толстой зачитывал крестьянским детям, для которых в своей усадьбе Ясная Поляна организовал школу.

Федор Достоевский

Василий Петров. Портрет Федора Достоевского. Legion Media
Василий Петров. Портрет Федора Достоевского. Legion Media

Об отношениях этих двух гигантов русской литературы, пишут монографии и диссертации. У них были разные биографии, разные художественные инструменты и разное отношение к вере и к человеку. Но они оба были большими писатели, и Толстой это несомненно ценил. Когда Достоевский умер, Толстой внезапно осознал, что «он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек», и что он о многом бы хотел его спросить... Только вот в жизни они никогда не встречались

«Конечно, это настоящий писатель, с истинно религиозным исканием, не как какой-нибудь Гончаров», - писал Толстой про Достоевского. (Гончарова и Тургенева Толстой невысоко ценил, потому что видел в их романах слабые характеры и «обилие обыкновенных любовных эпизодов». Впрочем, у Тургенева главной вещью Толстой считал «Записки охотника», ведь там показана жизнь простых людей, а не рафинированных дворян.)

«Записки из Мертвого дома» в трактате «Что такое искусство» Толстой назвал среди образцов «высшего, вытекающего из любви к богу и ближнему, религиозного искусства». Высоко оценил Толстой и романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот». А вот «Братьев Карамазовых» с первого раза не смог дочитать до конца. Ему показалось, что все герои говорят одним языком - языком автора, включая 15-летнюю девочку. Впрочем, это замечание вполне оправдано, ведь Толстой в «Войне и мир» умудрился говорить десятками разных голосов - вжиться одновременно хорошо и в наивную девочку, и в сварливого старика.

Конечно, к Достоевскому у Толстого были и другие претензии - слишком, по его мнению, у него было все спутано - и политика, и религия, слишком много мистических настроений, при этом расплывчатые мысли и много просто слабых «с технической стороны» романов. Толстому было очевидно, что Достоевский писал их быстро, потому что нуждался в деньгах.

«С одной стороны, лучшие произведения искусства нашего времени передают чувства, влекущие к единению и братству людей (таковы произведения Диккенса, Гюго, Достоевского <...>, с другой стороны, они стремятся к передаче таких чувств, которые свойственны не одним людям высших сословий, но таких, которые могли бы соединять всех людей без исключения. Таких произведений еще мало, но потребность в них уже сознается», - пишет Толстой в трактате «Что такое искусство?»

Читайте также: Почему в СССР читали в туалете?