Благодаря преждевременной и нелепой гибели «Титаник» вошел в историю и его биографию знает практически каждый. А ведь среди его одноклассников — лайнеров прошлого столетия были не менее интересные пассажирские суда.
Начина с 19-го века у конструкторов появилось странное увлечение — создание гигантских трансатлантических судов. Причем каждый старался, чтобы его детище установило новый мировой рекорд как по размерам, так и по уровню комфорта.
Задал тон британский корабль «Грейт Вестерн». Его размеры по тем временам поражали — семьдесят два метра в длину! На борт этот «малыш» мог принять до ста тридцати пассажиров. В 1838 году корабль совершил свой первый «поход» из Европы в Америку. Учитывая, что средняя скорость лайнера составила лишь восемь узлов, вояж продлился ровно четырнадцать дней и двенадцать часов.
Британский корабль «Грейт Вестерн»
Каюты первого класса щеголяли картинами известных и модных в то время художников, официанты прибегали по первому же требованию, стоило только позвонить в колокольчик. В общем, для середины 19-го века все было более чем на высоком уровне.
В последующие годы еще порядка двадцати круизных лайнеров-гигантов было спущено на воду. И, конечно, каждый из них поражал народ размером, роскошью и скоростью. Например, «Океаника», построенная в 1899 году в Великобритании на бристольских верфях, разрослась до двухсот пятнадцати метров. А вот германский «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» мог плыть со скоростью до двадцати двух морских узлов в час. Благодаря этому на пересечение Атлантического океана у него уходило всего лишь четверо в половиной суток.
Титаник
Длина Титаника составляла 269 метров, а скорость — 23 узла
В 20-м веке соревнования продолжились. Сначала печально известный «Титаник» отправился в последний путь в 1912 году. Его длина ровнялась двести шестьдесят девять метров, а скорость — приближалась к отметке в двадцать три морских узла. Такие же размеры и скоростные данные имел и еще один представитель британского судостроения — «Олимпик». Только вот судьба у него оказалось иной. Он прослужил людям верой и правдой до глубокой старости, а после чего отправился на пенсию — в утиль.
Интересно то, что каюты, да и вообще практически любые помещения в «Титанике» и «Олимпике» были поделены на три класса. Раньше такого не наблюдалось ни на одном, пусть даже самом элитном лайнере. Для тех, у кого хватило денег на первый класс, было создано все, чтобы пассажиры не пожалели потраченной суммы. В их распоряжении были изысканные блюда из «местечкового» кафе, элитный ресторан, спортзал, бассейн и даже корт для сквоша! В общем, по задумке создателей, вип-персона не должна была в чем-то нуждаться или не дай бог усомниться в окружающей ее роскоши.
И все же между «Титаником» и «Олимпиком» разница была. Первый мог похвастаться специальными прогулочными палубами, по которым могли передвигаться лишь самые богатые люди. У «Олимпика» не было разделения на «очень богатых», «чрезмерно богатых» и «чудовищно богатых».
Лайнер "Нормандия"
Длина лайнера «Нормандия» составляла 313 метров
Кстати, удивительно то, что размерами лайнеров больше всего интересовались в Англии. Ведь именно там спускали на воду самые длинные корабли. Но в 1935 году старушка Франция утерла-таки нос своей заклятой подруге, соорудив «Нормандию», чья длина составила триста тринадцать метров. Побить этот внушительный рекорд смогли два корабля (да и то на условные метр-два) — это «Куин Элизабет» и «Франция».
Спуск на воду гигантских кораблей всегда проходил в чрезвычайно торжественной обстановке, с фанфарами и народным ликованием. Традиционную бутылку шампанского о борт, конечно, разбивали, но перед этим многотысячную толпу зрителей развлекали самые популярные тогда артисты и политики. Но, несмотря на четкое соблюдение всех норм и устоев, не только у «Титаника» судьба оказалась плачевной. В 1862 году лайнер «Грейт Истерн» нарвался на подводные рифы, в результате чего получил пробоину в три метра. От затопления корабль спасло чудо и второе дно.
А британский пароход «Лузитания» в 1915 году наскочил на немецкую подводную лодку не далеко от берега Ирландии и был атакован торпедами. Та трагедия унесла жизни почти тысяча двухсот человек (всего же на борту было около двух тысяч пассажиров). Капитан корабля Тернер отказался покинуть свое судно и его смыло за борт волной.
В 1942 году погибла «Нормандия».
Причем совершенно глупо. Гигантский лайнер просто сгорел в одном из портов Нью-Йорка из-за неосторожного обращения с огнем местных работяг. И все же трансатлантические корабли обладали хорошей системой безопасности. А большое количество жертв (особенно это относится к «Титанику) связано с недостаточным количеством спасательных шлюпок. Стоит отметить, что после той трагедии этот просчет устранили.
Лайнер «Нормандия» сгорел в порту Нью-Йорка в 1942 году
Ну, а во время мировых войн лайнеры, понятно, отправлялись служить в «армию». Там они превращались в боеспособные вспомогательные крейсеры или «зубастые» транспортники. Как, например, это было с «Queen Elizabeth». «Отрастив» зенитные орудия — это судно в 1942 году переправляло группу австралийских войск с их родного континента в Африку и Азию.
Другой трансатлантический круизный лайнер «Queen Mary», благодаря высокой скорости, переквалифицировался в военное транспортное средство. За годы войны «Мэри» смогла практически без потерь перевезти «из пункта, А в пункт Б» порядка восьмисот тысяч человек. Причем корабль в его перемещениях по океану не сопровождал конвой. Нет, «Queen Mary» не была до зубов напичкана пушками. Просто для других кораблей она являлась слишком быстрой, и они не могли за ней угнаться.
Queen Mary
В наши дни строительство огромных трансатлантических лайнеров вышло на новый уровень. В 2010 году в Финляндии было спущено на воду самое большое на сегодняшний день судно «Allure of the Seas», которое насчитывает аж шестнадцать палуб! Его длина при этом составляет триста шестьдесят три метра, а число пассажиров, которых может принять судно, приближается к отметке в шесть с половиной тысяч. И это, не считая боле двух тысяч членов экипажа.
Allure of the Seas
«Allure of the Seas» — это уже не просто корабль в привычном понимании этого слова, это уже настоящий город на воде. В нем есть даже собственные заводы по переработке отходов и опреснению морской воды. Судно может похвастаться ледовой ареной, театром, дискотекой, садами с причудливыми растениями, баскетбольными площадками, четырьмя бассейнами, полями для гольфа, боулингом, фитнесс центрами и многим-многим другим.
Судно Allure of the Seas — это целый город на воде
Что касается скоростного рекорда пересечения Атлантического океана, то он не обновлялся с 1952 года. Тогда американский корабль «Юнайтед Стейтс» добрался из Нью-Йорка в Ливерпуль всего за трое с небольших суток.
Если статья была интересной, то ваши лайк, подписка и репост будут лучшей наградой автору! 😉