16 октября в ДК Рассвет открылась книжная ярмарка Rassvet Book Fair 2021, а за день до этого в том же пространстве прошёл поэтический вечер, на котором выступили Дмитрий Воденников, Оксана Васякина и Андрей Родионов. Мы в Storytel давно хотели записать стихи современных авторов и решили, что такие чтения – хороший повод начать это большое дело.
Ищите в приложении «Новую поэзию», а еще — читайте интервью с Дмитрием Воденниковым, Оксаной Васякиной и Андреем Родионовым в нашем блоге.
Дмитрий Воденников
Чем современная поэзия отличается от поэзии прошлого? И чем современная поэзия отличается от НЕсовременной, но существующей сегодня.
Она работает на границе. Звучит так, как будто современная поэзия — это пограничный Мухтар. Это смешно, но это так. Только на границах областей, ранее незаметных, непроявленных, как бы вынесенных в слепое пятно, сейчас и могут существовать стихи. Впрочем, они всегда только так и могли существовать: мы просто плохо себе представляем, как границы двигали Пушкин и Мандельштам.
С учетом того, что вечер поэзии происходит в преддверии ярмарки, посвященной «умной» литературе, то есть преимущественного нон-фикшену, который что-то изучает, исследует, — скажите, что изучает и исследует поэзия?
Она исследует темные коридоры. Сны. Лабиринт памяти. Бабушкину шкатулку. Забытую записную книжку (сейчас же никто не пользуется бумажными записными книжками, все в телефоне). Недавно я узнал, что в интернете ничего нельзя стереть навечно: ни в фейсбуке, ни в инстаграме — все можно восстановить. Вот этим неприятным или чреватым неприятностями делом и занимается поэзия. В переносном смысле, конечно. Нет никому дела до того, что ММ написала, а потом стерла. А до наших коридоров и темных снов — есть.
Читайте также: Две мухи: Дмитрий Воденников рассказывает о поэте-дураке, поэте-цветке и о том, что назначенной судьбы не избежать
Поэзия и ее место в литературном процессе сегодня равны? То есть должна ли поэзия занимать более значительное место в литературе? Или менее значительное?
Поэзия — настоящая поэзия — занимается магией. Это небезопасный и не всегда приятный процесс. Для всех участников. Я не знаю, какое место магия должна занимать в литературном процессе.
Чего не хватает современному поэтическому процессу?
Рецензий. Книг выходит много, и они очень часто бывают хорошие, а вот с журналистикой и рецензентами полный швах. Да, я помню, что говорил про магию. Но если выходит книга с магическими рецептами (счастья или несчастья) и заклинаниями, это не означает, что она должна потонуть в чужой лени и глупости.
Какую книгу вы прочитали последней? И чью поэтическую подборку вы прочитали последней?
Юрий Смирнов, «Астра». Он очень крутой. Еще я очень люблю Виталия Пуханова. Игоря Караулова. Линор Горалик. Марию Степанову. Чью подборку читал последней, не помню. Но этих авторов и еще нескольких я читаю всегда.
Оксана Васякина
Чем современная поэзия отличается от поэзии прошлого? И чем современная поэзия отличается от НЕсовременной, но существующей сегодня.
Мне не очень нравится противопоставление «современная — несовременная». Я, например, в своих стихах часто пишу о смерти и любви и использую традиционные жанровые обозначения «ода» и «элегия». Это может показаться кому-то очень старомодным. Мне кажется, что, читая стихи, важно понимать, на какую традицию опирается поэт или поэтесса. А еще — какие эстетические задачи перед собой ставит. И, конечно, — чего хочет добиться своим письмом. Неважно, кто какие стихи пишет, все хотят одного – славы и признания.
С учетом того, что вечер поэзии происходит в преддверии ярмарки, посвященной «умной» литературе, то есть преимущественного нон-фикшену, который что-то изучает, исследует, – скажите, что изучает и исследует поэзия?
Давайте оставим этот вопрос литературоведам будущего.
Поэзия и ее место в литературном процессе сегодня равны? То есть должна ли поэзия занимать более значительное место в литературе? Или менее значительное?
На этот вопрос я отвечу как на предыдущий. Оставим это литературоведам будущего.
Чего не хватает современному поэтическому процессу?
На мой взгляд, поэзии хватает всего. Если вы начнете погружаться в современную поэзию, то поймете, что в ней идет поиск языков описания всех явлений, с которыми сталкивается человек. Поэзия сегодня в одинаковой степени ищет языки как для работы с насилием, так и для описания взаимоотношений человека и интерфейсов. Есть поэты и поэтессы, фиксирующие сегодняшнюю повседневность, а есть, наоборот, те, кто воскрешает традиции и языки прошлого. Поэзия — это мир изобилия, по-другому и не назовешь.
Но если спускаться с небес на землю и говорить о нехватке, то я бы в первую очередь отметила, что поэтическим изданиям (аналоговым и цифровым) не хватает материальной и медийной поддержки. Подавляющее большинство журналов делается за счет редакторов. Многие совмещают работу в поэзии с работой, на которой они зарабатывают деньги. Это приводит к выгоранию и вредит людям и поэзии в принципе.
Читайте также: Что читать о феминизме: 10 важных книг — от романа Чернышевского до эссе Чимаманды Нгози Адичи
Какую книгу вы прочитали последней? И чью поэтическую подборку вы прочитали последней?
Последней я прочла книгу востоковедки Анны Суворовой, которая называется «Дочери и вдовы: гендер, происхождение и власть в Южной Азии». В своей работе Суворова исследовала шесть судеб южноазиатских правительниц и, используя гендерную оптику, проанализировала нарративы и мифы, которыми были окружены эти женщины. Это историко-социологическое исследование, и я очень рекомендую его тем, кого заботит тема женщин в публичной политике.
Сейчас читаю путевые заметки Гертруды Стайн о Франции. Из книги Стайн вы ничего не узнаете о Франции, но она предельно поэтична и практически вся состоит из афоризмов и остроумных заметок. Можно сказать, что это поэтический трактат Гертруды Стайн о том, как Гертруда Стайн понимает Францию.
Андрей Родионов
Чем современная поэзия отличается от поэзии прошлого? И чем современная поэзия отличается от НЕсовременной, но существующей сегодня?
Современная поэзия — это что-то неудобное, странное, что ранит и что запрещают. Современные поэтические практики черпают из поэзии прошлого энергию борьбы. Несовременная поэзия, живущая сегодня, отличается от современной прежде всего своими размерами.
С учетом того, что вечер поэзии происходит в преддверии ярмарки, посвященной «умной» литературе, то есть преимущественного нон-фикшену, который что-то изучает, исследует, — скажите, что изучает и исследует поэзия?
Поэзия исследует искусство отрицания, отнятия и экспроприации.
Читайте также: 7 главных трендов современной российской литературы: от исторического романа до магического реализма
Поэзия и ее место в литературном процессе сегодня равны? То есть должна ли поэзия занимать более значительное место в литературе? Или менее значительное?
Государство поэзию избегает, от этого создается иллюзия, что поэты что-то значат. А может, это и не иллюзия.
Чего не хватает современному поэтическому процессу?
Очень не хватает центров притяжения, интеллектуальных площадок, премий, журналов, очень жаль, что происходит искусственное отстранение читателей от поэзии.
Какую книгу вы прочитали последней?
Последней я прочитал «Рим» Михаила Гаспарова — книга вышла в издательстве «НЛО».
Читать также
10 главных зарубежных романов XXI века. Часть 1
С начала XXI века прошло не так уж много времени, однако количество книг, о которых «все говорят», уже сбивает с ног. Их столько, что страшно подступиться и не знаешь, с чего начать, чтобы понять современную литературу. О чем она, какие вопросы ставит, какие проблемы пытается осмыслить? В поисках ответов мы попросили Наталью Ломыкину, критика и литературного обозревателя Forbes, составить список из 10 главных художественных произведений нашего века.