Знаете, иногда приятно взглянуть на привычную вещь под другим углом. Вот тот же ревер — привычная штука, добавляющая объема и маскирующая недостатки исполнения. Или инструмент, показывающий размер пространства в саунд-дизайне. А что это еще и "слепок" эпохи вы слышите впервые. Да и я, честно, узнал об этом совсем недавно.
Привет и хорошего дня👋 С вами Сергей «Adamsky» — музыкант, аранжировщик и звукорежиссер. Пишу музыку с 14 лет и даже переехав из Москвы в Израиль продолжаю писать и преподавать, выжимая из звука максимум.
И в самом деле, с чем еще может ассоциироваться звук рокабилли пятидесятых, как не со "Slapback Tape Echo", на голосе или на гитаре. А большой ревер на малом барабане —это 80е сто процентов.
И если прислушаться к музыке определенных эпох, то можно заметить, что ревер — одна из самых важных составляющих этого звука. Пусть не всегда самая заметная.
Как это важно для нас? Если есть запрос на музыку в определенном жанре, то нам нужно не просто сделать аранжировку, аналогичную той, что было принято делать. Нам нужен "тот самый" звук. Так что ниже будет таблица, не претендующая на полный охват, но которая может помочь приблизить твою запись к нужной эпохе. Так что используй ревер с умом🙂
- 20-30е — поскольку записи делали вживую, то и ревер должен быть живой. Как-будто весь бэнд пишется в одном большом зале, с отдельными близкими микрофонами для солистов.
- 40е —В общем то же самое, просто качество записи стало немногим лучше. Пример: Duke Ellington - It don't mean a thing. В нашем сознании 20-40 сливаются в одну эпоху, так что этот пример юзается волшебно.
- 50е — начало экспериментов. Магнитофонный дилей/ревер на гитаре и голосе. Пример: Paul Anka - Put Your Head On My Shoulder
- 60е — К сожалению трудно сейчас достать не ремастер песен тех лет. Но уж поверьте наслово — записи были достаточно сухими. Максимум ревер на голосе, но остальные инструменты записывались в заваленных вещами комнатах с близко расположенными микрофонами. Очень характерный звук сухих ударных. Пример: Marvin Gaye & Tammi Terrell - Ain't No Mountain High Enough. Ну и ранних Beatles с Rolling Stones можно послушать.
- 70е — Дилеи, дилеи, дилеи. Психоделика же. Ну и барабаны становятся немного жирнее. Пример: Pink Floyd — Animal или Led Zeppelin — Immigrant Song. Постепенно жир звука подводит нас к...
- 80е — Ну привет. Ревер везде: рок барабаны, рок гитары, рок голос. Очень плотный Plate reverb или даже Chamber. Пример: Mötley Crüe - Kickstart My Heart или Starship - Nothing's Gonna Stop Us Now
- 90е — Звук уже не такой восьмидесятнически жирный, но ревер все еще остается. Плюс возвращается мода на 70е и голоса обрастают психоделичными дилеями с длинными хвостами или "Church reverb" снова. И вообще термин "Гаражный" звук не просто так появился. Пример: Alice In Chains - Would?
- 2000 — звук становится суше, а качество записи лучше, что заставляет больше сосредоточиться на навыках музыкантов. Maroon 5 — This Love
- 10e — тяготение к жиру в инструментовке и голосе снова вернулось. Используются реверы с наложенной на них компрессией для удлинения хвоста. Пример: Katy Perry - Firework
Ну а теперь вылезай из Дзена, открывай свой проект и попробуй поэкспериментировать с реверами. Пару часов музыкального кайфа это тебе точно принесет✌️
-------------------------------------------------------------------------------------------
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»