Найти в Дзене
Телеканал «СОЮЗ»

Протоиерей Евгений Попиченко: Нельзя терять ритм духовной, церковной жизни

Мы с вами не виделись – какое-то время каждому человеку необходимо время побыть с собой, с семьей, отдохнуть и физически, и душевно. Потихонечку возвращаемся к обычной жизни.

Всегда радостно возвращаться домой, в родной храм, приход, к родным людям. Разлука бывает очень полезна: успеваешь соскучиться и, самое главное, возвращаешься к регулярной литургической жизни. Господь говорит: Я есмь лоза, а вы ветви – не может жить ветвь отдельно, сама по себе.

У каждого человека, особенно христианина, на пути его трудовой жизни встает искушение, зовущееся «отпуск». Кажется, что в отпуске надо от всего отдохнуть. Человек потом возвращается и понимает, что его жизнь подрасстроилась: он отдохнул не только от работы и от каких-то обязанностей житейских, но часто он устраивает себе отдых и от Бога, и от духовной жизни.

Это, конечно, неправильно: дьявол в отпуск вообще не ходит – у него нет такой необходимости, он денно и нощно беспокоится, как бы человека запутать, заморочить и расстроить его духовную жизнь…

Очень важно уходя в отпуск, уезжая в санатории или на курорты, в поездки, в походы, не лишать себя связи с Богом, с Церковью. Поэтому Господь установил такой порядок: шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела. Если есть возможность, даже где-то в другом городе, в другой стране всегда нужно стараться в воскресенье найти возможность прийти в храм Божий. А если ее нет, все равно этот день провести с особым вниманием к молитве, к духовному чтению. И, конечно, нельзя терять ритм духовной, церковной жизни: очень легко можно, расстроив его, заблудиться, а восстанавливать эту жизнь бывает очень непросто.

Есть несколько фундаментальных моментов, которые делают человека христианином. В первую очередь это литургическая связь со Христом – Исповедь, Причастие. Важно личное духовное благочестие человека – молитвенная связь с Богом, обязательное сердечное желание узнавать Бога в слове Божием, в чтении Евангелия.

Важно, чтобы отпуск не накладывал какое-то расслабление на наш постный режим, ибо пост – это всегда возможность содержать себя в тонусе. Важно, отправляясь в то или иное путешествие, не забывать брать с собой духовную книгу, ведь наша душа требует пищи. Чтение святых отцов – обязательное условие напитывания своей души опытом и Духом Святым. Потихонечку возвращаемся из отпусков, восстанавливаем свою церковную духовную жизнь.

Господь в Евангелии говорит: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – а кто хочет быть другом Богу, к миру имеет касательное отношение: как говорил Амвросий Оптинский, колесико крутится – одной точкой на земле, а всеми остальными взмывает в небо. Это очень важный момент в духовной жизни: человек может потерять ревность о Святом Духе, ведь он ко всему привыкает.

В Апокалипсисе Господь обращается к Ефесской Церкви: ты оставил первую любовь твою… Когда человек делает первые шаги к Богу, в Церковь, у него душа очень вдохновенна. Ему радостно бывать в храме, для него все ново, он смотрит на все широко открытыми глазами, запоем читает духовную литературу, с радостью и энергией берет дополнительные молитвы к обычному утреннему и вечернему правилу, ищет познания себя, познания аскетической жизни, узнает, как устроен человек, как действуют страсти, стремится побывать в святых местах.

А потом приходит время привычки. Наступает период, который мы называем деятельным, трудовым. Призывающая благодать человека привела к Церкви, он настроился, но потом важен дисциплинированный и постоянный труд – изо дня в день и из года в год, труд, к которому необходимо приложить волевое усилие. Без этого потихонечку можно скатиться к обычной хорошей, добропорядочной, но мирской жизни.

Иоанн (Крестьянкин) видел сердца людей. Однажды он подошел к двум монахам, которые стояли во дворе монастыря и между собой о чем-то разговаривали, и сказал им: «Да какие вы монахи? Вы просто хорошие ребята».

Можно незаметно стать хорошим парнем, хорошей светской дамой, но не добрым христианином: ослабели ревность, внимание, жажда Бога, познания, стремление к стяжанию Духа Святого Божия. Как-то все это ушло: в жизни все настроилось – семейная, рабочая атмосфера, домашний быт, – все потихонечку по течению плывет. Присутствуют элементы и церковной жизни: человек ходит в храм, иногда бывает у церковных таинств, но без огонька – без ревности о Духе Святом. И это страшное состояние, когда человек становится мирским. Его цели, интересы, ценности все больше в хозяйстве, в житейском. Это беда.

О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих...

Недавно у сестер спросил: «Сестры, поднимите руки, кто сейчас читает святоотеческую литературу?» – робко несколько человек руки подняли (а кто-то по смирению не стал отвечать при всех). Оказалось, что интересы довольно многих сестер-христианок с духовной литературы перешли в сферу исторической, художественной, на какие-то статьи в интернете, проповеди современных священников.

Да, проповеди полезны, необходимы человеку, которого нужно призвать к Церкви. Но когда человек уже встал крепко на ноги в церковной жизни, необходима святоотеческая литература – то, что все время взбадривает наш дух, побуждает к духовной практике, к аскетическим опытам: сердце развивается от молитвенного труда и от того, что побуждает к молитве – от чтения святых отцов.

Вот критерий: если человек систематически находит время, силы, желание читать серьезную литературу, значит, его душа жива – она ищет благодати Божией.

Помогай нам всем Господь!