За последние 20 лет количество транспорта на дорогах увеличилось многократно.
К сожалению, развитие дорожной инфраструктуры не успевает за интенсивностью трафика. Удобные транспортные развязки, оптимальное управление светофорами в час пик и перехватывающие парковки есть не везде.
Города и оживленные трассы по всей России задыхаются в многочасовых пробках. И если 90% водителей покорно едут в общем потоке, то крайне агрессивное меньшинство, которому от одной мысли ехать, как все, становится дурно, поступает своеобразно. Эти товарищи, как настоящие герои, всегда идут в обход, то есть по обочине.
Клубы пыли вперемешку с летящими в разные стороны камнями и гравием, угрозы, хамское поведение при вклинивании обратно в общий ряд - это их “фирменный” стиль. На слэнге автовладельцев таких нетерпеливых автолюбителей называют обочечниками.
Короли обочины
Это звание верно отражает суть явления. И сторонниками такой опасной езды становятся независимо от социального положения или дохода. Хамоватым нарушителем ПДД может быть как владелец роскошного авто за несколько миллионов рублей, так и таксист на арендованном автомобиле не первой свежести.
Агрессия, эгоизм и наглость, помноженные на лошадиные силы, создают опасные ситуации в дорожном трафике. Разница только в том, в какую железную оболочку закован “хозяин жизни”.
Неужели ничего нельзя сделать?
Да, в статье 12.15 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей за езду по обочине. Но с учетом несерьезности суммы и почти полным отсутствием контроля со стороны властей явление это неистребимое.
Пока нет многократного увеличения штрафов (по типу вождения в состоянии алкогольного опьянения) и достаточного количества камер для фиксации езды по обочине, все решается силами обычных водителей. Интернет переполнен роликами с драками, стрельбой и даже таранами, когда наглость обочечника сталкивается с праведным гневом законопослушного автолюбителя. Но стоит предостеречь водителей от таких действий - граждане не должны брать на себя функции правоохранительных органов.
А доказательства, что увеличение штрафа повышает дисциплину, есть.
В России ремнем безопасности стали пользоваться 90% водителей. 11 лет назад показатель был 23%.
Данные экспертного центра «Движение без опасности».
Чем опасен обочечник?
Ну, казалось бы, едет, пусть себе едет. Зачем конфликтовать? Но статистика - вещь упрямая. Автомобильные эксперты выделили основные отрицательные последствия этого явления.
При объезде пробки по обочине автомобиль поднимает кучи пыли, грязи, камней или гравия. Люди, которые и без этого измучены отработанными газами соседей плотного потока, получают дополнительный источник вредных выхлопов в боковое окно да и пару камней в придачу.
А теперь представим, что таких нарушителей не один десяток за раз.
Экстренные службы, которым ПДД разрешает езду по обочине, не могут объехать нарушителя в случае необходимости.
А если на кону жизнь пациента или пожар?
Обочечник тормозит общий поток, так как, вклиниваясь обратно, вызывает еще большую неразбериху. По сути, он ворует время у других участников дорожного движения.
Жертвами любителей “ехать быстрее” становятся автолюбители, которые встали на ремонт или отдых на обочине, дорожные рабочие, велосипедисты или случайные прохожие, что шли вдоль трассы или ждали момента перейти дорогу. Исход в этом случае может быть не очень приятный для обеих сторон.
"Я помню несколько очень серьезных аварий с "обочечниками", когда они поднимали пыль, видимость была плохая, и, в общем, врезались в стоящие автомобили или в автомобиль, который выезжал с обочины."
Игорь Моржаретто, автоэксперт. Что делать при встрече с обочечником.
Если в боковом зеркале вы видите, как по обочине несется автомобиль, не геройствуйте. Примите меры по уклонению от столкновения. При агрессивном подрезании или вытеснении вашей машины нарушителем также не стоит идти на конфликт. Не факт, что обочечник будет в салоне один или вам помогут сочувствующие граждане. Оценивайте ситуацию трезво.
На практике сложилось несколько моделей поведения с такими нарушителями:
Народный - перегородить дорогу обочечнику своей машиной. Однако вы также станете нарушителем ст 12.15 КоАП РФ, ибо камере или инспектору ГИБДД будет все равно, из каких побуждений вы встали на обочине.
Законный - зафиксировать нарушение ПДД и отправить фото или видеофайл на сайт www.gibdd.ru (раздел «прием обращений) или www.gosuslugi.ru либо через мобильное приложение „Помощник ГИБДД“. Можно лично оставить заявление в дежурной части ближайшего отделения ГИБДД.
Законодательный - петиции, заявления, обсуждения на профильных форумах с целью многократного повышения штрафа за езду по обочине. На Западе этой проблемы нет, так как штрафы относительно высоки. Например, в Австрии после судебного заседания нарушителю приходит штраф до 40 Евро, а в Германии 75 Евро.
Подытожим, движение по обочине на данный момент явление повсеместное.
Нарушители не боятся низкого штрафа и контроля со стороны ГИБДД, так как, за редким исключением, такие нарушения никто не фиксирует. Проблема может пойти на спад в случае многократного повышения размера штрафа, лишения водительских прав от года и больше и установкой камер слежения.
Пока не будет комплексных мер по искоренению обочечников, лучше сохранять здравый смысл и вести себя с ними как можно осторожнее. Берегите себя!