Найти в Дзене
"СарИнформ"

Изнасилования зеков в саратовской колонии: адвокат заявила, что часть заключенных отказались давать показания

Пытки и изнасилования заключенных в России и нашей области не прекратятся после наказания истязателей в тюремной больнице при Саратовской областной туберкулезной больнице № 1 (ОТБ-1). "Пыточный конвейер" существует при поддержке самой Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), заявила "СарИнформу" саратовский адвокат Снежана Мунтян, защищающая интересы пострадавших заключенных.

Напомним, следователи возбудили семь уголовных дел по факту пыток в исправительном учреждении. Поводом для разбирательства стали видео, опубликованные в интернете. На роликах якобы запечатлены издевательства над заключенными. Потерпевшими по делу проходят четверо осужденных. 6 октября стало известно об увольнении трех сотрудников саратовской ФСИН и начальника тюремной больницы по "отрицательным мотивам". 7 октября председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил передать уголовные дела в центральный аппарат СК.

Мунтян рассказала, что из 14 пострадавших заключенных, которым она помогала составлять заявления в прокуратуру и следственные органы, только шесть все еще планируют довести дело до конца.

"Это те, которые находятся на свободе. Они уже на днях должны подать заявления в Следственный комитет. Эти люди уже в меньшей опасности, чем те, которые продолжают отбывать наказание. А остальные опасаются за свои жизни и здоровье. Я планирую взаимодействовать с ними, держу ситуацию на контроле, но заставить человека написать заявление не могу. Они спрашивают, могу ли я дать гарантию, что с ними ничего не случится, а такую гарантию я дать не могу. Мы работаем, стараемся, а на деле встречаем противодействие", - рассказала Мунтян.

Скандал, по словам адвоката, активно заминают и на местном, и, вероятно, на федеральном уровне.

"Все к ведется к тому, чтобы все замять, уменьшить число заявлений. От заявлений отказываются не те заключенные, которые находятся в ОТБ-1, а те, которые содержатся в других колониях на территории Саратовской области. Я полагаю, что администрациям всех колоний было дано указание известить заключенных, которые пострадали в ОТБ-1, о том, что они должны написать заявления об этом. Администрации, естественно, выполнили это указание, объявили по громкой связи в колониях, что заключенные могут сделать это. Однако по факту происходит следующее - заключенные приходят в дежурную часть, а там им ясно дают понять, что делать этого не стоит, что могут быть проблемы. "Мало ли, ведь вам еще сидеть...". Примерно такая ситуация происходит в некоторых колониях нашей области. То есть, вроде, указание вышестоящих органов выполняется, собираются заявления, но, видимо, не хотят увеличивать статистику пострадавших в ОТБ-1, пытаются искусственно все замять. Мне известно о многих заключенных, которые готовы, в принципе, написать заявления, рассказать о пытках, которые с ними были в ОТБ-1, но они переживают и боятся. Им еще сидеть. Проблемы никому не нужны", - заявила Снежана Мунтян.
"Я могу предположить, что в основной своей части весь начальствующий состав всех колоний Саратовской области знал об этом пыточном конвейере. Многие осужденные рассказывали мне, что руководство многих мест лишения свободы на протяжении долгих лет пугало их тем, что если они буду плохо себя вести, жаловаться и так далее, их отправят в ОТБ, а там их и изнасилуют, и изобьют. То есть это была своеобразная страшилка для всех.Многие ребята стали писать уже не только о том, что их пытали и мучали, но еще и о том, что администрации учреждений, в которых они отбывают свои сроки, угрожали им отъездом в ОТБ-1. Видимо, сейчас администрации колоний и свои пятые точки пытаются прикрыть, грубо говоря. Я вижу ситуацию так. И произошло это после того, и происходит сейчас, как все московские комиссии уехали. Наши начали действовать уже по-своему - как им удобно и выгодно. Это очень сильно напрягает. Если изначально люди раскрылись, были готовы писать заявления, то сейчас идет давление исподтишка. Могу предположить, что цель - уменьшить статистику, замять на местном уровне, не передать какую-то часть заявлений тому же Александру Бастрыкину, который тему саратовского ОТБ-1 взял на личный контроль", - предположила Мунтян.
"Скорее всего, ноги тут растут из Федеральной службы исполнения наказаний. На местном уровне или уровне Москвы - остается только догадываться. Но я думаю, в курсе и там, и там - и одобрили эту инициативу. Я не думаю, что такая инициатива может исходить из ведомства Бастрыкина. Скорее всего, ноги растут из УФСИН по Саратовской области и ФСИН России. Им невыгодно, чтобы увеличивалось число заявлений, так как это говорит уже о катастрофическом масштабе проблемы. Саратов и так уже прославился на весь мир", - отметила адвокат.

Снежана Мунтян предположила, что можно говорить и о том, что сегодня в колониях выполняются своеобразные "оперативные мероприятия" по выявлению заключенных, которые могут представлять опасность для системы ФСИН - могут дать те или иные показания.

"В одной из колоний нашей области, в которых я недавно побывала не так давно, заключенные мне рассказали, что их заявления не были зарегистрированы в журнале исходящих заявлений и жалоб. Я смею предположить, что таким образом руководство колоний пускает заключенным пыль в глаза, а по факту ФСИН ставит для себя ставит "галочки" - выявляет тех, кто готов давать показания. И эти люди теперь будут под строжайшим контролем. Это своеобразная оперативная задача. А повлиять на заключенного масса способов, у руководства колоний руки развязаны", - заявила она.

С точки зрения Снежаны Мунтян, избавить места лишения свободы от пыток смогут лишь радикальные реформы системы исполнения наказаний. Однако, по ее мнению, даже надеяться на это пока невозможно.

"Все это есть и во Владимире, и Красноярске, и Иркутске. Об этом много лет кричат правозащитники, но их никто не слышит. Я думаю, что, наверное, в каждом регионе есть такие учреждения. Это поставлено на поток, причем поток существует именно с подачи ФСИН.Сложно говорить, что после саратовской истории все это прекратится. Я думаю, что, конечно, накажут кого-то, будет показательный процесс и показательная порка, но пройдет время и все возобновится. Я считаю, что искоренить все это невозможно - до той поры, пока не будет собрана вся ФСИН в кучу, не поменяют полностью весь кадровый состав, не проведут с ними психологическую работу. Перспективы не особенно радужные, несмотря на резонанс", - резюмировала Снежана Мунтян.

Фото: © sarinform.ru

СарИнформ