Поговорим сегодня вновь об одной из наиболее болезненно воспринимаемых проблем российского общества – о миграции.
13 октября президент миграции мигрантов России Вадим Коженов сообщил о принятом в МВД России решении объявить миграционную амнистию в отношении 300 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана, которым ранее был запрещён въезд на территорию Российской Федерации.
На следующий день это информацию подтвердили в посольстве Республики Узбекистан в Москве, одновременно порадовав россиян запуском пилотного проекта, по которому 10 тысяч граждан центральноазиатской республики смогут въехать в Россию по упрощённой процедуре. В реальности, надо полагать, их будет куда больше – в Минстрое России неоднократно заявляли о нехватке рабочих рук на «стройках капитализма».
Целиком и полностью в этой канве – недавние договорённости о сдаче узбекским фермерам миллиона гектар заброшенных земель в ряде регионов под посадки сельскохозяйственных культур.
Всё это вызывает в российском обществе закономерные вопросы о целях миграционной политики и её негативных последствиях уже в недалёком будущем. Участившиеся сообщения правоохранительных органов о раскрытии то здесь, то там ячеек террористических группировок, резкий рост криминала и многочисленные массовые драки с участием мигрантов – всё это в полной мере свидетельствуют в пользу обоснованности подобного рода опасений.
Однако в чём, помимо заинтересованности крупного строительного и иного бизнеса, может быть обусловлена столь последовательная ставка на привлечение мигрантов, причём в первую очередь – из страны, не входящей ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ? Как нам представляется, отчасти ответ кроется в сфере не только внутренней, но и внешней политике, которой мы в наших публикациях уделяем приоритетное внимание.
Взглянем на карту. Республика Узбекистан – наиболее многонаселённая страна Центральной Азии, уверенно догоняющая по численности населения пустеющую Украину. Помимо всех без исключения остальных стра региона, она соприкасается по Аму-Дарье с «талибским» Афганистаном, где также проживает немало узбеков. Считается, что после августа 2021 года американцы из Афганистана как бы ушли, но в реальности это едва ли так.
В последние годы к северным границам страны активно перебрасывались боевики международных террористических группировок, ещё более радикальных, нежели запрещённые в России талибы. Скорее всего, за этим стоят так называемые «частные военные кампании», работающие в интересах сил, заинтересованных дестабилизировать через Афганистан сопредельные территории, включая Иран, китайский Синьцзян и Центральную Азию.
Известно и то, что практически сразу после эвакуации из Кабула американцы начали оказывать давление на власти Узбекистана, Таджикистана и Казахстана с тем, чтобы те согласились на размещение на своей территории так называемых «антитеррористических сил». Москва выступает категорически против – как на публичном, так и на непубличном уровне. Однако одних заявлений недостаточно – приходится предпринимать и некоторые практические шаги, направленные на смягчение внутренних социально-экономических проблем крупнейшей страны региона. Помимо миграционной амнистии речь идёт, в частности, об инфраструктурных проектах в Узбекистане с участием крупных российских кампаний.
То же самое отчасти относится и к Таджикистану, имеющему весьма протяжённую и едва ли полностью контролируемую границу с «проблемным» севером Афганистана, где имеются «проталибские» группировки, состоящие из таджиков. На территории республики дислоцирована российская военная база, помогают и пограничники, проводятся военные учения и т.д. Российская сторона прикладывает максимум усилий для смягчения откровенно враждебных отношений между Душанбе и нынешним Кабулом.
Сработает ли тактика «задабривания» правящих режимов в бывшей советской Средней Азии – сказать достаточно сложно. Да, сегодня руководители того же Узбекистана в публичных заявлениях исключают американское военное присутствие, но кто может поручиться за то, что так будет и дальше? Восток и восточный базар – как известно, «дело тонкое»… И уж точно в любом случае граждане России, чем дальше, тем больше будут сталкиваться с ростом угроз в сфере внутренней безопасности. К чему в конечном итоге это может привести – свидетельствует опыт современной Франции.
Пишите Ваше мнение, присоединяйтесь к нашему каналу!