Продолжаю сравнение столиц Сербии и Болгарии по самым разным показателям. В прошлом посте (он здесь) я сравнил Белград и Софию по чисто географическим показателям. Оказалось, что София выше и больше Белграда, а вот население двух столиц (как официальное, так и фактическое) почти равно.
В таких мегаполисах, как Белград и София, очень важной проблемой был и остаётся транспорт - общественный, в первую очередь. С личным автотранспортом там примерно всё одинаково. А вот развитие общественного транспорта идёт немного по-разному.
Главный козырь Софии - у неё есть метрополитен, а у Белграда до сих пор нет! И метро в болгарской столице неплохое: 4 линии, 47 станций, более 250 вагонов. Кстати, в 2020 году было открыто сразу 12 станций! Метро в Софии строилось с 1979 года, но экономические сложности 1990-х годов привели к тому, что первая линия софийского метро открылась только в январе 1998 года.
В Белграде строительство метро началось примерно тогда же - в конце 1970-х, но после смерти Йосипа Броз Тито быстро застопорилось. Было решено интегрировать начавшие строиться объекты в систему пригородной электрички "Беовоз", запущенной в 1992 году. Сказались и экономические проблемы 1980-х годов, а также кризис и гражданские войны, охватившие Югославию в 1991 году.
Так или иначе, но в 1995 году была открыта подземная станция "Вуков споменик", ставшая самой глубокой в Сербии (если не в мире). Вместе с подземной станцией "Караджорджев парк" она позволила связать по железной дороге район Панчево и Панчевского моста с югом Белграда. В 2010 году "Беовоз" был модернизирован и вошёл в новую систему "БГ Воз": ныне это 4 линии с 31 станцией. Поезда здесь ходят по тактовой системе - конечно, хуже метро, зато регулярно и бесплатно (пока что).
В 2020 году власти Сербии договорились с французскими и китайскими инвесторами о начале долгожданного строительства метрополитена. По планам руководства страны, в конце 2021 года начнётся прокладка метро от района Макиш, что далеко на юге Белграда, на север - в сторону Панчевского моста.
Первая линия белградской подземки пройдёт вдоль берега Савы с юго-запада на восток, через новый район Београд-на-води до Мириева, но при этом не заденет главный железнодорожный вокзал Београд-Центр, он же Прокоп. Это решение уже вызвало немало вопросов у жителей Сербии: какой смысл прокладывать метро из стратегически важного места (около Макиша находится главный пункт водоснабжения Белграда) через фешенебельный район, минуя главный вокзал с большим пассажиропотоком и плохой транспортной доступностью? Правда, по просьбам белградцев в план постройки уже внесены изменения - предусмотрено ответвление от первой линии в сторону районов Видиковац, Церак, Лабудово-Брдо и Петлово-Брдо на юго-западе Белграда. Эти районы плотно заселены, находятся относительно недалеко от будущей первой линии, но всё-таки она пройдёт мимо них. Ответвление поможет связать эти районы с центром столицы, а само ответвление, возможно, станет позднее второй или третьей линией подземки.
Пока что планируется, что вторая линия белградского метро пройдёт чётко с запада на восток - от Бежании до того же Мириева. Наконец, третья линия, как предполагают архитекторы, протянется от Баницы до блока 61 в Нови-Београде, то есть с юго-востока на запад города.
Пока что вокруг белградского метрополитена больше говорится, чем делается: выбран дизайн поездов, объявлен конкурс на оформление станций метро, предыдущие власти сербской столицы обвиняются в непрофессионализме... Но всё это ерунда и будет ерундой, пока в районе Макиша экскаваторы не вынут первый ковш земли.