Найти тему
Виктор Бобров

Белград vs София: транспорт. Часть первая: метро.

Продолжаю сравнение столиц Сербии и Болгарии по самым разным показателям. В прошлом посте (он здесь) я сравнил Белград и Софию по чисто географическим показателям. Оказалось, что София выше и больше Белграда, а вот население двух столиц (как официальное, так и фактическое) почти равно.

В таких мегаполисах, как Белград и София, очень важной проблемой был и остаётся транспорт - общественный, в первую очередь. С личным автотранспортом там примерно всё одинаково. А вот развитие общественного транспорта идёт немного по-разному.

Главный козырь Софии - у неё есть метрополитен, а у Белграда до сих пор нет! И метро в болгарской столице неплохое: 4 линии, 47 станций, более 250 вагонов. Кстати, в 2020 году было открыто сразу 12 станций! Метро в Софии строилось с 1979 года, но экономические сложности 1990-х годов привели к тому, что первая линия софийского метро открылась только в январе 1998 года.

Станция "Дружба" линии М4 Софийского метро. Открыта в 2015 году. Январь 2020 года, фото автора.
Станция "Дружба" линии М4 Софийского метро. Открыта в 2015 году. Январь 2020 года, фото автора.

В Белграде строительство метро началось примерно тогда же - в конце 1970-х, но после смерти Йосипа Броз Тито быстро застопорилось. Было решено интегрировать начавшие строиться объекты в систему пригородной электрички "Беовоз", запущенной в 1992 году. Сказались и экономические проблемы 1980-х годов, а также кризис и гражданские войны, охватившие Югославию в 1991 году.

Так или иначе, но в 1995 году была открыта подземная станция "Вуков споменик", ставшая самой глубокой в Сербии (если не в мире). Вместе с подземной станцией "Караджорджев парк" она позволила связать по железной дороге район Панчево и Панчевского моста с югом Белграда. В 2010 году "Беовоз" был модернизирован и вошёл в новую систему "БГ Воз": ныне это 4 линии с 31 станцией. Поезда здесь ходят по тактовой системе - конечно, хуже метро, зато регулярно и бесплатно (пока что).

Вагон белградской городской электрички на станции "Вуков споменик". Апрель 2014 года, фото автора.
Вагон белградской городской электрички на станции "Вуков споменик". Апрель 2014 года, фото автора.

В 2020 году власти Сербии договорились с французскими и китайскими инвесторами о начале долгожданного строительства метрополитена. По планам руководства страны, в конце 2021 года начнётся прокладка метро от района Макиш, что далеко на юге Белграда, на север - в сторону Панчевского моста.

Состав "БГ Воза" на Панчевском мосту. Сентябрь 2017 года, фото автора.
Состав "БГ Воза" на Панчевском мосту. Сентябрь 2017 года, фото автора.

Первая линия белградской подземки пройдёт вдоль берега Савы с юго-запада на восток, через новый район Београд-на-води до Мириева, но при этом не заденет главный железнодорожный вокзал Београд-Центр, он же Прокоп. Это решение уже вызвало немало вопросов у жителей Сербии: какой смысл прокладывать метро из стратегически важного места (около Макиша находится главный пункт водоснабжения Белграда) через фешенебельный район, минуя главный вокзал с большим пассажиропотоком и плохой транспортной доступностью? Правда, по просьбам белградцев в план постройки уже внесены изменения - предусмотрено ответвление от первой линии в сторону районов Видиковац, Церак, Лабудово-Брдо и Петлово-Брдо на юго-западе Белграда. Эти районы плотно заселены, находятся относительно недалеко от будущей первой линии, но всё-таки она пройдёт мимо них. Ответвление поможет связать эти районы с центром столицы, а само ответвление, возможно, станет позднее второй или третьей линией подземки.

Пока что планируется, что вторая линия белградского метро пройдёт чётко с запада на восток - от Бежании до того же Мириева. Наконец, третья линия, как предполагают архитекторы, протянется от Баницы до блока 61 в Нови-Београде, то есть с юго-востока на запад города.

План строительства белградского метрополитена. На карте видно, что подземка пройдёт мимо железнодорожного вокзала Београд-Центр, важной ж/д станции Нови-Београд, а также не использует уже имеющиеся подземные станции "Вуков споменик" и "Караджорджев парк".
План строительства белградского метрополитена. На карте видно, что подземка пройдёт мимо железнодорожного вокзала Београд-Центр, важной ж/д станции Нови-Београд, а также не использует уже имеющиеся подземные станции "Вуков споменик" и "Караджорджев парк".

Пока что вокруг белградского метрополитена больше говорится, чем делается: выбран дизайн поездов, объявлен конкурс на оформление станций метро, предыдущие власти сербской столицы обвиняются в непрофессионализме... Но всё это ерунда и будет ерундой, пока в районе Макиша экскаваторы не вынут первый ковш земли.