В начале сентября я шёл по городу и рядом с Третьим Транспортным кольцом в районе станции метро «Красносельская» заметил рабочих, разбиравших крыши двух старых домов. Дело было в Русаковском жилмассиве - рабочем городке в стиле конструктивизма, построенном на заре существования советской страны. В то время образованные люди были увлечены строительством коммунистического мира, где всё было бы новым и не таким как раньше. В области градостроительства это выражалось в том, что архитекторы отказались от нарочитого украшательства, присущего дореволюционным постройкам. Здания нового мира должны были стать светлыми за счёт обилия окон, в меру просторными, удобными как молоток или штопор для откупоривания бутылок и не более того. Если такая архитектура и старалась впечатлить людей, то делала она это не с помощью вычурных декоративных элементов, колонн, позолоты и прочих примет старого мира, а в основном за счёт своей необычной формы. Взгляните на дом Мельникова, рабочий клуб имени Русакова, клуб фабрики «Буревесник» или дом культуры имени Зуева. Все эти памятники архитектуры выглядят необычно, кажется что в их основе простые геометрические фигуры, сложенные вместе. Они настолько отличаются от зданий прежних эпох, насколько непохожи картины художников-абстракционистов на творения старых мастеров.
Всё, что я написал выше относилось к эффектным зданиям- точкам притяжения народных масс, а что там с обычными домами, где люди живут? Их тоже старались сделать инновационными. Рядом с промышленными зонами массово росли рабочие городки с многоквартирными, пока ещё не многоэтажками. Предполагалось, что с целью экономии времени обитатели квартир не будут готовить дома, а еда к ним будет поступать в виде полуфабрикатов с фабрик-кухонь. Судя по обилию курьеров из сервисов доставки еды, которых я вижу буквально на каждом шагу, многим современным жителям Москвы нравится подобный подход. Оборотной стороной новой моды был маленький, даже чисто символический размер кухонь. И ванные комнаты были далеко не везде, а зачем они - идите в баню, в ближайшую общественную баню неподалёку от дома. Для воспитания детей трудящихся отныне существовали ясли, детские сады и школы. Для удовлетворения духовных нужд были дома культуры.
Несмотря на то, что такие городки носили название «рабочих», большинство обычных рабочих так и остались жить в бараках и казармах царского времени. Новые дома «рабочих городков» были для людей рангом повыше - заводских специалистов, творческой интеллигенции, административных чинов и особо отличившихся ударников.
Русаковский жилмассив ограничен Леснорядским переулком с улицами Русаковской, Гаврикова и Леснорядской. К сносу приговорены дома номер 2/1 строение 1 и 2/1 строение 2 по Русаковской улице. Они были построены одними из первых.
Правый дом пока что не тронут ковшами экскаваторов. Он был возведён в 1925 году и насколько я знаю изначально насчитывал всего три этажа с центральной башенкой, два верхних были надстроены в тридцатые годы. Сносимые дома, передними фасадами выходили на шоссе и потому имели некоторые декоративные отличия, делавшие их непохожими на другие строения городка.
Между первым и последним этажами втиснут выложенный из кирпичей круг, поверх которого расположен ряд узких окошек, похожих на бойницы.
Разумеется в тридцатые годы лифтов не было, их установили гораздо позже.
Со двора видно, что этот дом ещё толком не начинали сносить, в отличие от его менее везучего близнеца.
На момент середины октября левому дому крепко досталось. Скоро он превратится в груду битого кирпича, который ещё месяц будут вывозить с территории будущей стройплощадки на свалку. На этом месте уже в следующем году вырастет новый дом, гораздо выше, а то, что стояло здесь раньше останется лишь в воспоминаниях бывших жильцов и на старых фотографиях.
Начало октября. Большая часть здания ещё стоит.
Середина октября. От дома по сути остался лишь фасад.
Один дом был реконструирован в восьмидесятых годах с заменой прогнивших коммуникаций и деревянных перекрытий. Другой стоял без особого вмешательства ещё со времён правления Сталина. Различия в состоянии на их судьбу никак не повлияли, снесены будут оба. Пару лет назад также был разрушен ещё один дом рабочего посёлка. Теперь на его месте шумит реновационная стройка.
Бывший Леснорядский рынок превратился в офисный центр.
Возможно этот дом в скором времени тоже будет расселён и снесён, а может быть его просто реконструируют с отселением собственников. Окончательное решение ещё не принято. С 1929 года здесь жили работники железнодорожного транспорта. Здание задумывалось как самодостаточная коммуна, в которой для удобства жильцов прямо на первом этаже были ясли с большой террасой, общедомовая кухня и прачечная. Несмотря на то, что прогрессивная архитектура конструктивизма уже не вызывает былых восторгов, я всё равно надеюсь на сохранение этого дома. Начинку можно заменить, оставив лишь голые стены, таким образом исторический облик района не будет потерян и Москва сохранит ещё одну частичку своей уникальности.