Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Казик Гапоненко, пионер и электровоз

Судьба и история пионера-героя и локомотива, названного в его честь. В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а тем, что он именной. На борту локомотива красуется надпись «Имени юного героя–подпольщика Казика Гапоненко». Ещё он привлекает внимание странным сочетанием обстоятельств, сошедшихся в этом локомотиве: чехословацкий электровоз имени украинского пионера-героя с Приволжской железной дороги в музее Санкт-Петербурга. Давайте разберёмся, история интересная. Обозначение электровоза «ЧС4» означает «чехословацкий, четвёртый тип». Предприятие Škoda выпускало множество локомотивов для СССР. Среди них был и пассажирский односекционный шестиосный электровоз переменного тока с заводским обозначением «52E». Эти локомотивы, нескольких заводских модификаций, от 52E1 до 52E5, выпускали в Чехословакии с 1965 по 1972 год. В СССР электровозы обозначили как «ЧС4». Всего таких электровозов пост

Судьба и история пионера-героя и локомотива, названного в его честь.

В петербургском Музее железных дорог России, среди других экспонатов, привлёк моё внимание электровоз ЧС4-012. Не особенностями своей конструкции, а тем, что он именной. На борту локомотива красуется надпись «Имени юного героя–подпольщика Казика Гапоненко».

Ещё он привлекает внимание странным сочетанием обстоятельств, сошедшихся в этом локомотиве: чехословацкий электровоз имени украинского пионера-героя с Приволжской железной дороги в музее Санкт-Петербурга. Давайте разберёмся, история интересная.

Музей железных дорог России. Фото автора.
Музей железных дорог России. Фото автора.

Обозначение электровоза «ЧС4» означает «чехословацкий, четвёртый тип». Предприятие Škoda выпускало множество локомотивов для СССР. Среди них был и пассажирский односекционный шестиосный электровоз переменного тока с заводским обозначением «52E».

Эти локомотивы, нескольких заводских модификаций, от 52E1 до 52E5, выпускали в Чехословакии с 1965 по 1972 год. В СССР электровозы обозначили как «ЧС4». Всего таких электровозов построили 230 единиц.

Характеристики, обозначенные на заводской табличке, прикрученной к корпусу: максимальная скорость 160 км/час, сцепной вес 123 тонны, часовая мощность 5100 кВт, напряжение 25 кВ.

Конкретно этот электровоз, ЧС4-012, был первым локомотивом модификации 52E2 (без реостатного тормоза). На той же табличке указано: заводской номер 5444, год выпуска – 1966-й. С завода в чехословацком Пльзене локомотив поступил в депо Киев-Пассажирский Юго-Западной железной дороги. Там он и стал именным.

Музей железных дорог России. Фото автора.
Музей железных дорог России. Фото автора.

Казимир Гапоненко – один из тех, кого в Советском Союзе называли «пионером-героем». Родился в 1931 году, в семье железнодорожника, учился в киевской школе №110. Та школа была новая, её только-только открыли в 1936-м. Но проучился Гапоненко всего три года – началась война. После оккупации Киева немцами, Казимир стал связным в подпольной группе, которую организовал майор госбезопасности Иван Кудря. В 1942 году их выдали гестапо. Одиннадцатилетнего Гапоненко расстреляли в Бабьем Яру.

Эта киевская школа, «з поглибленим вивченням французької мови», с номером 110 и имени К.Гапоненко (имя присвоили в 1966-м) существует и сейчас. И даже памятник Гапоненко, установленный у школы в 1971 году, не смотря на сменившиеся на Украине приоритеты, пока на месте.

Один из прибывших в 1967-м в Киевское депо чехословацких локомотивов ЧС4 тоже был назван в честь Гапоненко. Есть старые фотографии, на которых на боку локомотива видна надпись «Имени юного героя–подпольщика Казика Гапоненко».

Музей железных дорог России. Фото автора.
Музей железных дорог России. Фото автора.

В 1991 году, после известных событий, электровоз оказался в депо Саратов-Пассажирский Приволжской железной дороги. Тогда же на борту появилась соответствующая табличка («Прив. Саратов»). Окраска электровоза оставалась более-менее та же, но надписи на борту на фотографиях тех времён уже не просматривается. В Саратове локомотив эксплуатировался до осени 2004 года.

В 2007 году списанный электровоз уже был на петербургском Варшавском вокзале, в составе Центрального Музея Октябрьской железной дороги. Сейчас название музея и его расположение изменились. Теперь это Центральный музей железных дорог России (он же, в обиходе, Музей РЖД). И его экспозиция располагается в двух корпусах и на открытой площадке у петербургского Балтийского вокзала.

Музей железных дорог России. Фото автора.
Музей железных дорог России. Фото автора.

Там же находится и электровоз ЧС4-012 имени Казика Гапоненко, которому вернули заводскую окраску и именную надпись.

(Версия для LiveJournal)

#история ссср #история россии #история #железнодорожный транспорт #великая отечественная война #музеи #техника #cccp #украина #чехия