Найти тему

Развлечения Древних греков

История древнегреческого театра

Античному театру предшествовало большое число событий в течении продолжительного этапа формирования. Возник Античный театр в Греции. Он достиг своего первого крупного расцвета в Афинах в пятом веке. Классический греческий театр представляется для нас в первую очередь тремя великими трагиками - Эсхила, Софокла и Еврипида и комедией Аристофана. Предшественниками самого древнего театра на территории Европы установлено рассматривать разнообразное устное и народное творчество в виде пословиц, поговорок, трудовых и обрядовых песен или же мифов. Началом Древнегреческого театра как такового принято считать Эпические поэмы «Иллиада» и «Одиссея» Гомера, зародившиеся в VIII веке до нашей эры. Непосредственно они выступают в роли психологической и нравственной среды аристократической сферы древнегреческого общества данного этапа.

Драма как жанр появилась в Греции в VI веке до нашей эры. Её появление и появление театра связано с обрядовыми играми, которые посвящены покровителям земледелия - богине Деметре, и ее дочери Коре и богу Дионису. Позже обрядовые игры преобразовывались в культовую драму. Аристотель указывает, что трагедия приобретает собственное начало от запевал фаллических песен, то есть песен в которых были прославлены плодоносящие мощи природы. Разговор, который вели эти самые запевалы был смешен с компонентами актерской игры, и подобным способом миф неким образом воскресал перед людьми.

Но уже во второй половине VI века до нашей эры трагедия шагнула далеко вперед. По свидетельствованиям историков античного периода, первым Афинским трагическим поэтом был Феспид (VI век до нашей эры). А первая постановка его трагедии состоялась весной 534 года до нашей эры на праздновании Дионисий. Именно этот год принято считать годом рождения мирового театра. В свою очередь ученик Феспида – Фриних расширил сюжетные рамки трагедии.

Считается также, что трагедия (буквальный перевод – «песня козлов») берет свое начало от хоровой песни, из дифирамба, который распевался «сатирами», а название песни козлов пошло от того, что они были одеты в козлиные шкуры и изображали веселых спутников бога Диониса. Именно эти хоры так называемых «козлов» были в Греции еще в VII веке до нашей эры. А уже в V веке Писистрат и вовсе объявил праздник Диониса общегосударственным. Принято считать, что именно это событие положило начало официальному рождению, а также развитию культа Диониса. Именно трагедия отражала самую серьёзную сторону культа Диониса. Именно с нее всегда начинались праздники в честь него. Следует обратить внимание и на то, что хор в древнегреческой трагедии играл ничуть не меньшую роль чем сами актеры, и именно этот факт сближает ее с современной оперой и ораторией. Все темы и сюжеты трагедий были заимствованы из мифологии. По началу разыгрывались сцены мифов, касающиеся только Диониса, а позднее и других мифов. В первой половине V века до нашей эры свой вклад внесли не менее известны поэты такие как: Эсхил который ввел, второго актера, а Софокл третьего.

-2

Хотя первоначальные формальные, содержательные и организационные связи с культом Диониса и его праздниками постепенно ослабевают, а затем и вовсе теряются, однако, несмотря на быстро прогрессирующую секуляризацию и профессионализацию, даты игр и места выступлений остаются в значительной степени привязанными к великим праздникам богов и государства. Отсюда вытекает тот факт, что античный театр был массовым театром.

Праздники были священными, посещение спектаклей было политическим правом и религиозно-нравственным долгом гражданина.

Также большой популярностью пользовался жанр комедии. Само слово комедия берет свое начало от двух слов «космос» - шествие выпившей толпы которая была наряжена и осыпала друг друга шутками и насмешками на праздниках в честь Диониса и «одэ» - песень. Именно поэтому комедия переводится как «песнь космоса». Но своего рассвета комедия достигла во времена афинского драматурга Аристофана (450 – 388 годы до нашей эры), именно его принято считать отцом комедии.

До наших дней дошло всего 11 его комедий, но они стали ценным историческим источником той эпохи. В своих комедиях он высмеивал софистов, а в частности творчество философа Сократа. Взгляды Аристофана на злободневные проблемы эпохи его жизни ярко выражены в его творчестве, отвечающем интересам консервативно-демократического крестьянства. Следует заметить и то, что Аристофан с недоверием относится к радикальной демагогии, которая, по его мнению, может увлечь лишь низы общества. В отличие от остальных трагиков, Аристофан в своих комедиях не рассматривал глубоких философских вопросов, но его заслуги в качестве автора пьес в том, что он дал реалистичное описания множества сторон афинской жизни того периода.

Но уже в эпоху эллинизма (IV-I век до нашей эры) греческий театр претерпел значительные изменения, которые были связаны с новыми историческими условиями. В это время по-прежнему ставились комедии и трагедии, но судить о достоинствах трагедий IV века проблематично, так как от трагедий того периода остались лишь некоторые фрагменты. Что нельзя сказать о комедиях того периода которые были изучены значительно лучше.

Именно комедию эллинистической эпохи принято называть новой аттической комедией. В это время произошли значительные изменения в менталитете общества, на смену представления о божественном миропорядке и вере в конечное торжество справедливости, пришло убеждение о всемогуществе случая. Это мировоззрение отразилось и в комедиях того периода.

Все сюжеты комедий того периода были ограничены сюжетами семейно-бытовых отношений, более того в новом жанре комедии именно случай определяем возникновение и решение конфликтов в семье. Также были введены маски, которые помогали зрителям распознавать того или иного персонажа на сцене. Заметное влияние на новую комедию оказал Еврипид, это заметно в близости героев к жизни, раскрытии их душевных переживаний.

Другим нововведением стало отсутствие хора, который был органически связан с развитием действий в пьесе, хор стал появляться только в антрактах. Также в прологе новой комедии всегда давалось краткое изложение событий, которое помогало зрителям разбираться в интриге сюжета. И не смотря на политические тематики в новой комедии получили отражение такие проблемы, как методы воспитания, отношение к женщинам, а также к различным слоям населения.

Организация театральных представлений и действия на сцене в Древней Греции также заслуживают отдельного внимания к себе, так как многие элементы имеют место и в современном театре, а ряд моментов, происходящий на сцене в те времена, можно было бы воскресить и сегодня.

Театр того времени был государственным учреждением и был рассчитан на все население города. Именно поэтому в нем было несколько тысяч мест. Первый каменный театр Древней Греции был построен в Афинах, и был посвящен Дионису, в нем было около 17 000 мест, именно он послужил образцом для всех других театров. Афинский театр располагался на юго-восточном склоне Акрополя. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду, около 500 года до нашей эры. А один из самых знаменитых театров в Эпидавре построенный Поликлетом Младшим, около 350 года до нашей эры, мог вместить до 12 000 зрителей. Как и все греческие театры, он был построен на естественном склоне холма - сначала представления устраивались в долине, а зрители наблюдали сверху. Но одними из самых грандиозных были театры: Мегалополя, построенный 350 году до нашей эры на 40 000 мест и театр в Эфесе III—II век до нашей эры вмещающий около 23 000 зрителей, как и у театра в Мегалополе, он имел три яруса, а высота его койлон достигала в поперечнике 152 м. В свою очередь самым маленьким был Театр в Оропе III век до нашей эры, он вмещал всего 3 - 5 тыс. зрителей. Наряду с почти таким же маленьким театром в Новом Плевроне он по размерам окружности основания койлона был почти в 3 раза меньше, чем театр в Мегалополе, помимо них известно еще около 25 остатков театров Древней Греции в различных городах.

Театр в те времена был частью жизни греков, в Афинах даже был учреждён фонд, так называемые театральные деньги, который имел цель помочь бедным гражданам с деньгами для покупки билетов в театр. /тот фонд не трогали даже в случае самых больших государственных проблем, или же войны.

Спектакли были всегда организованы в виде конкурсов поэтов, к которым с 449 года добавились и конкурсы актеров, которые в последующий период становились все более значимыми. Выбор поэтов, допущенных к конкурсам, находился в руках компетентного чиновника, который предоставлял каждому поэту хорег, который брал на себя составление и оснащение хора, а также питание и оплату хорегентов в течение непродолжительного периода репетиции. Хорег, который также оплачивал всю компартию, в то время как актеры и сценическое оборудование финансировались из государственной казны, нес тем самым значительную часть расходов на постановку. Эта столь же дорогостоящая, сколь и почетная “хорегия" была гражданским долгом, к которому архонт, если не было достаточного количества добровольцев, мог бы обязать богатых граждан. Финансовые усилия, которые хорег готов был предпринять, не в последнюю очередь ради собственной славы, сыграли немалую долю в успехе поэта. В актах драматических спектаклей хорег назывался на первом месте, еще до поэта.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сам по себе театр в Древней Греции имел совершенно разные стадии своего развития, а также совершенно разные направления сюжетов, но все они были тесно связанны между собой привнося что-то новое во все последующие произведения, которые, в свою очередь, являются одной непрерывной ветвью развития привнося что-то новое, а также используя старое из предшествующих пьес.

#культура #история древнего мира #история