Композиция «Довлатов сквер. Глаша – “Глафурия”». Была открыта 4 сентября 2021 года в Петербурге - в сквере Довлатова на Загородном проспекте, между домами 15 и 17. Автор Вячеслав Бухаев.
Ошибочное представление о том, что Сергей Довлатов – это писатель масштаба Иоисфа Бродского и Александра Солженицына и вместе с ними «входит в тройку наиболее известных на Западе русскоязычных авторов второй половины XX века» (цитата отсюда), привело к тому, что желание сделать «День Д» (праздник в честь Довлатова) вечным закономерно привело инициаторов к установке типично мусорных, мизерабельных и по содержанию, и по форме объектов. Инициаторы хотят все время добавлять. Потому-то к статуе Довлатова на ул. Рубинштейна (у д. 23) сначала добавился столик с пишущей машинкой, а теперь еще и изображение любимого фокстерьера писателя Глаши, установленное в сквере Довлатова на Загородном пр., получившем это наименование в апреле 2018 года.
Естественно, что процесс деградации довел до производства скобяных изделий – в данном случае в виде «грязного» металлического листа, в котором вырезан силуэтный портрет Глаши. На этой же доске вырезаны мудрые мысли из «Соло на ундервуде» и «Заповедника»: «Любая подпись хочет, чтобы ее считали автографом» и «Непоправима только смерть!..».
Не могу не поделиться этнографическим наблюдением, возникшим во время съемки в этом сквере. Небольшое пространство было, есть и будет любимым местом сбора местных алкашей. Вполне закономерно в кадр моего фотоаппарата попала пьяная в дрезину дама, оглашавшая сквер и окрестности отборным матом, адресатом которого был мужик на скамейке напротив и остальное человечество в целом. В сущности, это есть именно то общественное пространство, которое следовало посвятить Довлатову.
Не довольствуясь лишь скобяным изделием на Загородном пр., довлатофилы еще и укрепили на основании тумбы на ул. Рубинштейна силуэтный портрет собаки, вырезанный из металлического листа на Загородном пр. (не пропадать же добру!).
Правда, тут возникла одна несообразность, научно именуемая «расстройством половой идентификации». Собака Довлатова имела женский гендер, и поэтому поднимать лапку для известного процесса не должна. Так что у неутомимого архитектора Бухаева получилась не Глаша, а трансгендер фокстерьер Глаш.
Михаил Золотоносов
О других новых монументальных объектах в Петербурге и окрестностях (памятниках Виктору Цою, Александру III, Космонавту, Одуванчику, фильму «Осенний марафон» и пр.) – здесь.